Реклама

Толстовские чтения: Хаджи-Мурат

L._N._Tolstoj__BulkaНе единожды говорил и еще раз повторю, что к творчеству Льва Николаевича Толстого отношусь без всякого уважения. Отвращение к прозе данного графа-графомана, как метко окрестил его Святослав Логинов, впервые проявилось еще в младшем школьном возрасте, когда матушка приобрела детскую книжку с симпатичной собачьей мордашкой под названием “Булька”. Книжка была прочитана всего один раз и более не открывалась. Дальнейшие погружения в словесную муть книг Толстого происходили исключительно в рамках школьной программы и то, если не удавалось отвертеться.

Тем не менее, в моей электронной библиотеке присутствует полное собрание сочинений. Хвала современным технологиям, благодаря которым 90 томов могут уместиться в маленьком кармашке – лишь бы емкость карты памяти позволяла. Как бы я ни относился к литературным трудам Толстого, а знать их полезно, особенно если сам пишешь. Анализируя тексты графа-графомана, учишься не наступать на те же грабли.

Взять упомянутого в заголовке “Хаджи-Мурата”. Считается, что это едва ли не лучшее произведение позднего Толстого, в частности Паустовский в “Золотой розе” писал о “Хаджи-Мурате” в самых восторженных тонах. Спору нет, идея повести довольно интересна. Но вот реализация откровенно подкачала. Я уже не говорю про мусорный текст Толстого, изобилующий повторами, паразитными рифмами и прочими грехами, простительными для начинающих графоманов, но не для состоявшихся писателей. Но невероятно удивляет, как Толстой, у которого все тексты просто засыпаны ненужными подробностями, умудряется запутаться в описываемых действиях персонажа. Цитата из текста и разбор под катом:

Вместо того, чтобы остановиться, Хаджи-Мурат выхватил пистолет из-за пояса и, прибавляя хода, направил лошадь прямо на заграждавших дорогу людей. Стоявшие на дороге люди разошлись, и Хаджи-Мурат, не оглядываясь, большой иноходью пустился вниз по дороге. Элдар большой рысью ехал за ним. Позади их щелкнули два выстрела, просвистели две пули, не задевшие ни его, ни Элдара. Хаджи-Мурат продолжал ехать тем же ходом. Отъехав шагов триста, он остановил слегка запыхавшуюся лошадь и стал прислушиваться. Впереди, внизу, шумела быстрая вода. Сзади слышны были перекликающиеся петухи в ауле. Из-за этих звуков послышался приближающийся лошадиный топот и говор позади Хаджи-Мурата. Хаджи-Мурат тронул лошадь и поехал тем же ровным прòездом.
Ехавшие сзади скакали и скоро догнали Хаджи-Мурата. Их было человек двадцать верховых. Это были жители аула, решившие задержать Хаджи-Мурата или, по крайней мере, для очистки себя перед Шамилем, сделать вид, что они хотят задержать его. Когда они приблизились настолько, что стали видны в темноте, Хаджи-Мурат остановился, бросив поводья, и, привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул ее. Элдар сделал то же.
— Чего надо? — крикнул Хаджи-Мурат. — Взять хотите? Ну, бери! — И он поднял винтовку. Жители аула остановились.
Хаджи-Мурат, держа винтовку в руке, стал спускаться в лощину. Конные, не приближаясь, ехали за ним. Когда Хаджи-Мурат переехал на другую сторону лощины, ехавшие за ним верховые закричали ему, чтобы он выслушал то, что они хотят сказать. В ответ на это Хаджи-Мурат выстрелил из винтовки и пустил свою лошадь вскачь. Когда он остановил ее, погони за ним уже не слышно было; не слышно было и петухов, а только яснее слышалось в лесу журчание воды и изредка плач филина.

Точка. Конец цитаты.

Вас ничего не смутило в этом отрывке? Тогда следите за руками Хаджи-Мурата:

сперва выхватывает пистолет из-за пояса; затем левой рукой отстегивает чехол винтовки и правой берет ее. Внимание, вопрос: куда делся пистолет? Толстой подробно описывает все действия Хаджи-Мурата, но сунуть пистолет обратно за пояс явно забыл. Однако далее Толстой пишет “Хаджи-Мурат выстрелил из винтовки”. Зачем? По всей логике действий в руках персонажа может быть только винтовка и выстрелить можно только из нее. Иначе придется предположить, что Хаджи-Мурат или мутант трехрукий, или он держит ранее вынутый пистолет в какой-то иной конечности.

И это считается классикой русской литературы.

Ваша оценка публикации:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Метки:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Реклама
Сверим часы

E-mail автора: don-ald@don-ald.ru

Купить книги С. Уткина

Реклама
Самые популярные
Мои страницы

Архивы
Реклама
Zenon Logo

© 2012-2024 Сергей "Don-Ald" Уткин

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит Сергею Уткину и охраняется четвертой частью Гражданского кодекса. Любые перепечатки в офлайновых изданиях без согласования с автором категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.don-ald.ru