Реклама

Не читайте Яндекс.Дзен

В Фейсбуке случайно наткнулся на комментарий одной дамы, которая на голубом глазу вещала, как советское руководство не любило фильм “Покровские ворота”. Мол, фильм был так неугоден, что двадцать лет пролежал на полке.

Я, признаться, выпал в осадок. Честно скажу: фильм “Покровские ворота” я не люблю. Хотя первый раз, ещё в далёком тысяча девятьсот восемьдесят шестом году он произвёл на меня впечатление разорвавшейся бомбы. Премьера фильма была в феврале восемьдесят третьего, но тогда его посмотреть не удалось – в стареньком “Рекорде В-306” сгорел кинескоп, стоимость замены равнялась месячной зарплате моей матушки и мы почти четыре года жили без телевизора. Поэтому, кстати, я не видел похорон Брежнева, Андропова… Но это так, лирическое отступление.

Повторный показ был тоже в феврале, но восемьдесят шестого. По второй программе. Начали смотреть просто потому, что ничего другого не было. А в конце долго удивлялись: почему такой хороший фильм так редко показывают? Ответ был прост: кому-то наверху показалось, что картина высмеивает советское общество, партийных работников… Резали фильм при каждом показе. Во времена горбачёвской антиалкогольной кампании выдрали все сцены с выпивкой. Впрочем, тогда многим фильмам досталось…

Конечно, когда появился видеомагнитофон, я купил кассету с “Покровскими воротами”. Посмотрели раз, потом ещё один… И кассета плотно легла на полку. Ни на DVD, ни на новых носителях фильм не покупал и не скачивал. И когда по телевизору натыкался, переключал канал. Неинтересно. Скучно.
Честно: я долго не мог понять, почему фильм перестал вызывать хоть какие-то эмоции. Ведь на экране фейерверк! Актёры блестящие! Окуджава песни написал замечательные. А фильм не цепляет совершенно.

Ответ дал Анатолий Равикович. Незадолго до своей смерти он был в программе “Линия жизни” на телеканале Культура. Там задали вопрос о том, как ему работалось с Козаковым. И Анатолий Юрьевич сказал, что работать было не очень интересно. Есть два вида фильмов – режиссёрские и актёрские. В актёрских режиссёр даёт артистам возможность импровизировать. Это очень заметно в фильмах Рязанова – например, в “Небесах обетованных” Ахеджакова оговорилась и на вопрос Немоляевой “Где ты всё это раздобыла?” вместо “На паперти” ответила “На панели”. Дальнейший диалог пошёл не по сценарию, но сцена получилась удачной и Рязанов вставил её в фильм. Козаков же снимал режиссёрское кино, где актёр выполнял функцию марионетки – подойти сюда, повернуться вот так, сделать вот такое лицо и произнести реплику. Шаг в сторону, попытка к бегству…

Конечно, я диванный критик и не мне судить о таланте Михаила Михайловича. Но “Покровские ворота” лично для меня выглядят пустышкой. Красивым фантиком, внутри которого никогда не было конфетки. И это особенно обидно, потому что пьеса Зорина достойна лучшего воплощения. Кстати, пьеса была написана в 1974-м году и в том же году был поставлен спектакль в Театре на Малой Бронной. Шёл спектакль ровно до выхода фильма в восемьдесят третьем году. Здесь мы плавно переходим к главной теме: сколько лет фильм Козакова “Покровские ворота” пролежал на полке? Сперва говорили про двадцать, потом всплыла цифра семь. Правильный ответ: ни одного. Фильм был снят в 1982-м году, а в феврале 1983-го состоялся премьерный показ по первой программе. Возможно, что тогдашний руководитель телевидения Лапин не пропустил бы картину, но власть переменилась. Сам Козаков рассказывал:

Все сдвинулось с мертвой точки после смерти Брежнева. Новый генсек Андропов вызвал к себе Лапина и рекомендовал хоть иногда показывать по телевидению комедии, чтобы народ не разучился улыбаться. А в запасе была только моя комедия. Правда, перед показом меня заставили кое-что вырезать.

Фильм резали не раз, полностью картину показали только после развала СССР. Но, повторюсь, фильм никогда не лежал на полке. Даже из процитированного фрагмента можно сделать вывод: Брежнев умер в ноябре восемьдесят второго, Андропов правил чуть больше года. Но за это время “Покровские ворота” только по первой программе показали дважды. Были ли эфиры на региональных телеканалах, мне неизвестно. Просто констатируем факт: фильм не лежал на полке.

Покопавшись в Интернете, я нашёл, откуда растут уши этого ослиного идиотизма. Статейка на Яндекс.Дзен, в которой вранья выше крыши. В частности, автор заявляет, что Козакову разрешили снимать “Покровские ворота” лишь после того, как он сыграл Троцкого. Можете посмотреть список ролей Козакова и сами убедиться, что Троцкого Михаил Михайлович не играл никогда. Зато играл не раз Феликса Дзержинского. И именно эта роль дала возможность экранизировать пьесу Зорина. Попутать Железного Феликса и “политическую проститутку” Троцкого – это ж какое, простите, говно должно быть в голове у автора?

Не знаю, сам ли автор додумался или где-то нахватался этой дури. Байку про семь лет на полке и спасителя картины в лице Горбачёва упорно транслируются в Интернете. Кстати, как раз при Горбачёве фильм резали сильнее всего. Но речь о другом: не читайте всякую херню, особенно если это опубликовано в Яндекс.Дзен. Информацию там никто не проверяет и авторы бложиков печатают развесистую клюкву, лишь бы заманить уников побольше. А потом легковерные дурочки разносят враньё по всему свету.

P.S. Возможно, что корни байки про долгое лежание фильма на полке растут из рецензии Алекса Экслера:

Главным для Козакова было то, как картину примут зрители. А они ее тогда так и не увидели, потому что случилось страшное: актриса Елена Коренева вышла замуж за американца и предала Родину (в смысле, уехала в Штаты), поэтому два фильма Козакова, в которых Коренева играла эпизодические роли, просто “легли на полку”.

На полке “Покровские ворота” пылились долго. До Андропова.

Лёша! Не пылились “Покровские ворота” на полке. Был негласный запрет на показ. Который продержался около полугода – до прихода Андропова. Если это “долго”, то как быть с “Интервенцией” Полоки? Фильм снят в шестьдесят седьмом, на экраны вышел двадцать лет спустя? “Проверка на дорогах” Германа пролежала на полке четырнадцать лет. Рязановский “Человек ниоткуда” был запрещён к показу вплоть до восемьдесят восьмого года.

Не смеши кота Бублика, Лёша.

Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами и финансируется исключительно из личных средств автора. Желающие поддержать проект, помочь оплатить хостинг и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:

Банковскую карту – 4817760083403067 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Кошелек ЮMoney – 4100141159505

Ваша оценка публикации:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Метки:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Реклама
Сверим часы

E-mail автора: don-ald@don-ald.ru

Купить книги С. Уткина

Реклама
Это интересно
Самые популярные
Мои страницы

Архивы
Реклама
Zenon Logo

© 2012-2024 Сергей "Don-Ald" Уткин

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит Сергею Уткину и охраняется четвертой частью Гражданского кодекса. Любые перепечатки в офлайновых изданиях без согласования с автором категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.don-ald.ru