Реклама

И еще немного о гитаре

Сначала ролик.

Если вы не поленились и внимательно послушали этот красивый этюд под названием “Слеза”, то наверняка обратили внимание на неприятный скрежет. Возникает этот мусор в полном соответствии с законами физики: при смене позиции левой руки палец скользит по незвучащей струне и трется о металлическую обмотку. Если образно. то палец в данном случае выступает в роли смычка, вот только звук издает совершенно ненужный. Еще раз: это если мы говорим о смене позиции на незвучащей струне. При исполнении глиссандо (слайдинге) скрип если и есть, то маскируется основным звуком.
Вариантов избавиться от этого скрежета целых два.
Первый: поднимайте выше ноги пальцы. По сути, предлагается полностью отпустить струну и перенести руку в новую позицию. Но это не всегда удобно и увеличивает риск потерять нужный лад и нужную струну. Кроме того, напрочь убивает беглость левой руки.
Второй: глушение незвучащих струн. Прием сам по себе довольно прост в исполнении, хотя технике глушения немцы посвятили целый трактат. Мой преподаватель рассказывал, что вместе с Ильей Юрьевичем Пермяковым в недрах Публичной библиотеки откопали немецкий учебник середины пятидесятых годов и планировали этот учебник перевести на русский. К сожалению, не сложилось, но кое-что Николай Михайлович из книжки перенять успел и мне показал. Лучше бы, конечно, это просто показать на гитаре, но… Попробую рассказать.
На самом деле, все очень просто, как все гениальное. Если при смене позиции у вас басовые струны не звучат, то в большинстве случаев и большой палец свободен. При перемещении левой руки большой палец правой руки слегка опирается на нужную струну, полностью ее заглушая. И, соответственно, избавляя нас от скрипа. Когда я разучивал “Слезу”, то на саму пьесу я угробил неделю. А на освоение нового движения правой руки с глушением басов потребовалось минут двадцать. Разница в звуке была сумасшедшая.
Но это еще не все. Не зря же немцы писали целый трактат, правда? Описываемая ими техника глушения была универсальна. Например: в некоем условном этюде в одном из тактов звучит открытая струна ми. В следующем такте эта струна не играет, но и нота звучать не должна. Обычно гитарист оставляет открытую струну, играя нужные ноты. Хорошо, если при этом звук довольно гармоничен. Но чаще всего мы получаем очередной музыкальный мусор. У пианистов для глушения ненужных звуков есть левая педаль, у гитаристов на глушении работает правая рука. Глушим не как электрогитару ребром ладони – только подушечки пальцев и только (не)нужную струну. Движения правой кисти будут чуть сложнее, но результат того стоит.

Что меня удивляет: если бы этой техники и не было, ее давно следовало бы разработать и ввести в начальную музыкальную школу. Да и гитаристам неклассических направлений не грех технику глушения освоить. Тот же Томми Эммануэль частенько “мусорит”.

Оригинал записи находится в моем блоге на dreamwidth.org. Комментировать можно и здесь, и там.

Ваша оценка публикации:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
Подписаться
Уведомить о

4 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
19.06.2011 15:16

“Тот же Томми Эммануэль частенько “мусорит”.”

Ога))) А Jimmy Hendrix – ващще бестолковый: “не в ту сторону” гитару держит)))

Только вот побольше бы такого “мусору”, как Эммануэль, и таких бестолковых, как Hendrix…(((

Что же касается “скрипа”, о котором Вы пишете – то тут вот что интересно:
Лет 20-30 назад фиома La Bella начала выпускать нейлоновый (классические) струны с ленточной обвивкой струн 4,5,6 (D,A,E). Формально – скрип они убирали. ЗАОДНО И С КАЧЕСТВЕННОЙ СЕРЕДИНОЙ И БАСОМ! И, что примечательно – ни один из приличных классичеких гитаристов на них никогда так и не заиграл. Как играли на “скрипучем” AUGUSTINE – так и играют.
Более того: есть такая версия La Bella, в которой даже G 93-я струна) выпускается в нейлоновой обвивке! Скрипу, понятное дело, больше. Но за то – “скачка” между “голыми” и оплетенными струнами – несравненно меньше.

19.06.2011 15:37
Ответить на  pavel_lv

Ну, “бестолковых” гитаристов полно: одни гитару переворачивают, как Хендрикс или МакКартни, другие сидят неправильно – как наш питерский Илья Пермяков. У Роджера Уотерса в команде есть гитарист-левша, который гитару переворачивает, но струны при этом не перетягивает. То есть, басы у него внизу, тонкие струны вверху. Как он аккорды берет для меня абсолютная загадка.
Что касательно Эммануэля – технарь он отменный. Но вот сколько я его слышал, всюду Томми перегружает мелодию техническими выкрутасами. То целое вступление на флажолетах сделает, то легато (тэппинг) не в кассу… Выглядит, без сомнения, круто, но мелодия при этом убивается на фиг.
Что касательно скрипа – дело не в струнах, дело в гитаристах, в технике игры. Я лишь описал несложный, но весьма эффективный способ от этого скрипа избавиться. А у Эммануэля скрип выпирает еще и из-за любви к флажолетам. Ради чистого яркого звучания флажолетов Томми выкручивает усилитель на максимум. Тем самым усиливая и весь мусорный звук.

19.06.2011 15:56
Ответить на  don_ald

Среди блюзовых гитаристов (особенно – с Юга США) – полно таких, которые играют на “перевернутой гитаре” с басовыми струнами внизу. Там это – своего рода “стандарт”. Ничего удивительного.
Есть и такие, которые в ОБЕ СТОРОНЫ умеют играть.

19.06.2011 16:06
Ответить на  pavel_lv

Ежели чисто играют, то пуркуа бы и не па? Джефф Хили, светлая ему память, вообще гитару на коленях держал. Вот, кстати, я предпочитаю слушать Джеффа, нежели Эммануэля. Может, просто блюз мне ближе, поскольку идет от души…

Реклама
Сверим часы

E-mail автора: don-ald@don-ald.ru

Купить книги С. Уткина

Реклама
Самые популярные
Мои страницы

Архивы
Реклама
Zenon Logo

© 2012-2024 Сергей "Don-Ald" Уткин

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит Сергею Уткину и охраняется четвертой частью Гражданского кодекса. Любые перепечатки в офлайновых изданиях без согласования с автором категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.don-ald.ru