Categories: Блог

Явный друг и скрытый враг

Когда-то очень давно я заметил: в фильме-сказке “Новые похождения кота в сапогах” (Александр Роу, 1958 год) и ” Веселое сновидение, или смех и слезы” (Игорь Усов, 1976 год) ряд эпизодов попросту идентичны. Вспомните: болеет принц (принцесса), подкупленные врачи рекомендуют пугать больного и тому читают рассказки:

Чудовища вида ужасного
Схватили ребенка несчастного
И стали безжалостно бить его,
И стали душить и топить его,
В болото толкать комариное,
На кучу сажать муравьиную,
Травить его злыми собаками…

Объясняется все очень просто: в сценарий первой картины автор сценария Сергей Михалков впихнул фрагмент своей пьесы “Смех и слезы” (1946-й год), которая в соегка переработанном виде стала основой для второго фильма. В том, что Михалков несколько раз удачно пристроил свою пьесу ничего удивительного нет. Сергей Владимирович был мастер продавать осетрину второй свежести… Вопрос в другом: вам эта рассказка ничего не напоминает?

Тут ночь опустилась холодная,
Завыли шакалы голодные,
И крыльями совы захлопали,
И волки ногами затопали,
И жабы в болоте заквакали…
(Тут Андрюша громко шепчет:
“И глупые дети заплакали…”)
Взмолился тут мальчик задушенный,
Собаками злыми укушенный,
Запуганный страшными масками…
(Тут Андрюша громко шепчет:
“И глупыми детскими сказками…”)

И сидят и дрожат под кусточками,
Под болотными прячутся кочками.
Крокодилы в крапиву забилися,
И в канаве слоны схоронилися.
Только и слышно, как зубы стучат,
Только и видно, как уши дрожат…

Последняя строфа – фрагмент сказки “Тараканище”, которую Корней Чуковский написал в 1923-м году. То есть, Михалков через двадцать с лишним лет пародирует сказку Чуковского и тут же вешает ярлык. И ведь не просто пародирует, а включает пародию в пьесу, которую сперва ставит Центральный детский театр Москвы, затем идут постановки в региональных театрах, ну а там и до киноэкрана недалеко. Уж не знаю, случайно так совпало или Михалков, будучи персоной VIP, что-то знал, но – в августе 1946-го товарищ Жданов выступает с критикой в адрес журналов “Звезда” и “Ленинград”. Выходит соответствующее Постановление ЦК ВКП(б). Следом в газете “Правда” в пухи прах разносят журнал “Мурзилка”, в первую очередь за публикуемую там сказку Чуковского “Бибигон”. Дальнейшее печатание сказки было остановлено, и только в 1956 году она была напечатана целиком в сильно переработанном виде. Трудно сказать, каким образом Михалков почувствовал эти тучи, грозившие Чуковскому с его сказками. Но если в июне 1946 года состоялось разбирательство в ЦК ВЛКСМ, то нет ничего удивительного в том, что в мае чуткий Михалков уже безошибочно метил в Чуковского.
Михалков в это время еще не занимал важных постов в литературной жизни, однако он был уже дважды лауреатом государственных премий СССР (1941 и 1942) и, главное, одним из авторов текста Государственного гимна Советского Союза (1943). Возражать ему Чуковский в это время не мог: ему было не до этого. Как писал он в своем дневнике 5 сентября 1946 года, “в сущности я всю жизнь провел за бумагой – и единственный у меня был душевный отдых: дети. Теперь меня ошельмовали перед детьми, а все, что я знаю, никому не нужно”.
И это при том, что Чуковский долгое время испытывал к Михалкову дружеские чувства, восхищался его произведениями. Однако отношение Чуковского к Михалкову начинает изменяться уже в 1961 году. 28 августа Чуковский встречается с Маршаком, который, как записывает Чуковский в дневнике, “возмущается стихами Михалкова в Правде” – особенно концом: пишу не для поэтов-эстетов, а для вас, для народа”. А 9 марта 1966 года в связи с замалчиванием смерти А. А. Ахматовой и с протестами писателей по этому поводу в дневнике появляется такая запись: “Михалков, произнесший знаменитую фразу: – Слава богу, что у нас есть ГПУ! – был обруган единогласно”.

Как на духу: никогда стихи Сергея Михалкова не любил. Конечно, в школе приходилось что-то читать, что-то заучивать. Но сами стихи в лучшем случае оставляли равнодушным, чаще – трясло от отвращения, вызванного фальшивостью текста. Аналогичные ощущения у меня вызывали только книги Велтистова… И, честное слово, я бы не стал упоминать свежепреставленного раба Божьего, если бы несколько моих друзей не начали поносить автора миниатюры “Смерть гимнософиста”. Текст смешной, хотя и злой, не спорю. Но – по мощам и елей, по покойнику и заупокойная.
Как говорится – извините, если кого обидел.
PS: умные мысли почерпнуты из статьи “К. Чуковский и С. Михалков в литературной полемике”.

Don_Ald

Родился, еще не женился, пока не помер.

View Comments

  • Помилосердствуй, анапест и амфибрахий - это разные размеры. А с текстом Чуковского можно смонтировать всё, что угодно, по той простой причине, что у него самого в одной сказке могут сочетаться анапест и хорей (взял и клюнул Таракана, вот и нету великана).

  • По-моему, ты усмотрел пародию там, где ее не было. Что, естественно, не делает Михалкова порядочным человеком, за ним и без этого грехов было много.

    • Лень, я для чего ссылки даю?
      А мысль о пародии возникает почти сразу - Михалков использует те же рифмы, тот же размер, что и Чуковский. Посмотри сам: текст Михалкова легко монтируется со сказкой Чуковского. Несведущий читатель вряд ли поймет, что это стихи разных авторов.

  • Ну, если "отношение Чуковского к Михалкову начинает изменяться уже в 1961 году", значит, в 46-м он никакой пародии в тексте не усмотрел?
    И еще мне почему-то кажется, что если бы тот же Чуковский Михалкова пережил, то не стал бы через пару дней после его смерти ничего плохого о нем писать-говорить.

    • Усмотрел. Но ответить не мог: Чуковский уже в 46-м был в опале, а Михалков уже написал свой первый вариант гимна.
      Михалков, восхвалявщий ГПУ над гробом Ахматовой, полностью заслужил такое поминовение.

Recent Posts

Kodi: добавляем радио

С тех пор, как я собрал и настроил медиаплеер, меня регулярно одолевало желание подключить любимые…

15 часов ago

2 мая 2024 года

Тихий час. Ночью устроила нехилый забег, почти до утра колобродила. Теперь отдыхает от трудов праведных...

21 час ago

Мосгаз. Метроном. Ляпсус

Ну, ёпыр же май... На Первом очередное пришествие майора Черкасова. Во второй серии персонаж Игоря…

2 дня ago

Тыкила – это сила!

Молодец, Татьяна! Не всякая тридцатилетняя выглядит так, как Татьяна в свои семьдесят с хвостиком! Сразу…

6 дней ago

Проба нового формата

Придумалось несколько коллажей. (далее…)

7 дней ago

This website uses cookies.