Categories: Блог

Немного о театральных куклах

Что меня всегда поражало в спектаклях театра кукол Образцова, так это сами куклы. Особенно, после того, как сам стал заниматься в ДПШ и научился разбираться в устройстве театральных кукол. Интерес появился чисто профессиональный: как это сделано? Примерно как иллюзионисты пытаются разгадать секреты коллег, так я изучал записи спектаклей Образцова. В нашем БТК, да не обидится на меня Андрей Князьков, куклы все же попроще были. Технически, конечно. Что далеко не всегда упрощало работу артиста, чаще наоборот. Например, в спектакле “Про Красную шапочку” кукла главной героини не имела тростей, которыми управляются руки. На профессиональном сленге “болтушка” – потому что руки болтаются произвольно. В нашем “Солнечном зайчике” тоже была такая кукла, но на второстепенной роли. А тут главная героиня, которой надо и корзинку с пирожками отнести, и со зверятами пообщаться… Позднее, уже после смерти Сударушкина, когда спектакль записывали на пленку, у Красной шапочки руки уже были с тростями. Найти бы те записи… Что хотите со мной делайте, а “Про Емелю” в постановке Сударушкина во сто крат лучше, чем “По щучьему велению” Образцова!

Так вот. У Образцова все с точностью до наоборот. Трости умело маскировались под плащи, посохи… Очень много кукол внутритростевых – самый наглядный пример это пианист из “Необыкновенного концерта”. Ну, про которого конферансье Апломбов говорит “у рояля то же. что и было”. Вообще “Необыкновенный концерт” это парад передовых инженерных решений кукольного театра и постановочной мысли. Недаром Образцов в качестве бонуса стал показывать, как поставлен номер “Танго”. Без ширмы смотреть даже интереснее.

У меня на дисках почти все спектакли театра Образцова, которые в свое время снимало Центральное телевидение. Пару записей хранить не стал, неинтересные. А тут наткнулся на спектакль “Таинственный гиппопотам”, который смотрел так давно, что уже успел забыть. Пересмотрел. Сказочка детская, смешная и наивная, в плане кукол почти ничего интересного, если бы не вот этот персонаж – Ленивец. Интересен он тем, что фигурка Ленивца и дерево, на котором он висит, единое целое. Двигается только голова, да еще живот надувается, когда Ленивец вздыхает. Управление куклой идет через дерево, но как? Это явно не трости, тут что-то другое – вроде тросиков, которыми пользовались фотографы. И шланг, через который воздух в живот попадает.


И это еще половина задачи. По ходу сказки львенок Лева тоже влезает на дерево, подражая Ленивцу. А это значит, что была сделана кукла Левы на дереве, с таким же управлением.

Don_Ald

Родился, еще не женился, пока не помер.

Recent Posts

Кому-то я выходные испортил

Шестнадцатого числа исполнилось 114 лет со дня рождения Ольги Фёдоровны Берггольц. В сети попадались различные…

1 день ago

Люди и нелюди

"В России предложили запретить сообщество фурри". Фурри в России называют сообщество поклонников антропоморфных животных. Подобных…

2 дня ago

Юру – с днём рождения!

Шевчуку нонче шестьдесят семь стукнуло. Долгая жизнь всегда удивляет неожиданными разворотами. В восьмидесятых годах Шевчука…

2 дня ago

Прачечная блокады

Под катом длинный пост со страницы "Старое Радио Подкаст", но сперва пару слов от себя.…

4 дня ago

Спасательный круг

История эта с лёгким криминальным оттенком и потому рассказывать её следует в узком кругу друзей.…

1 неделя ago

А виноват, конечно, водитель

Этого следовало ожидать. Так называемая транспортная реформа свелась к отмене маршруток и введению новых автобусных…

1 неделя ago

This website uses cookies.