В детстве я впервые посмотрел фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Одна из самых ярких сцен, запомнившаяся многим, ― костры из книг, которые нацисты сочли вредоносными.
«Кого же жгли?» ― спрашивает Михаил Ромм. Сам же отвечает: «Жгли Толстого и Маяковского, Вольтера и Анатоля Франса, Ромена Роллана и Джека Лондона. Жгли Гейне. Жгли Томаса и Генриха Манна. Жгли Фейхтвангера, Ремарка, Бертольда Брехта».
Как возмущался я, как негодовал!
Прошло несколько лет, и я узнал, как в советские времена библиотеки «чистили» от дореволюционной литературы, как ещё тщательнее чистили от «троцкистских» изданий двадцатых.
А вскоре и сам увидел рядом с библиотеками целые горы советской литературы, которую теперь признали негодной. Там были не только собрания сочинений Маркса, Энгельса, Ленина, но и мемуары советских генералов и маршалов ― Василевского, Рокоссовского, Мерецкого.
Тогда учёт списанной литературы не вели, а потому можно было спокойно забирать книги с этих бесплатных развалов.
Зрелище было грустным, но тогда я всё же не мог представить, что наши библиотекари, в большинстве своём от фашизма далёкие, будут хладнокровно уничтожать книги русских и западных классиков, отправлять на помойку собрания сочинений Бальзака, Золя, Диккенса, Чехова, Достоевского.
(С) Сергей Беляков, «Библиотеки против книг»
Давно не слежу, что творится в Живом Журнале, перестал туда заходить с того дня, как…
Сперва краткий исторический экскурс для поколения двухтысячных. Когда Союз нерушимый благополучно накрылся медным тазом и…
Сперва краткий исторический экскурс для поколения двухтысячных. Когда Союз нерушимый благополучно накрылся медным тазом и…
Так получилось, что хорошей знакомой понадобился новый е-мейл на Гугле. Полезла регистрировать, а там засада:…
Как я уже писал, Фейсбук удалил мой аккаунт без объяснения причин. Весь контент пропал, система…
This website uses cookies.
View Comments
Тель-авивская библиотека рядом с местом моей службы регулярно устраивала распродажи списанных книг. Для солдат цена была просто бросовой, для остальных - вполне подъемной, три-четыре книги, часто в отличном состоянии, по цене одной. Какой логикой они руководствовались при списании, я не знаю, но у меня с этих распродаж образовалось практически полное СС Фейхтвангера, десяток томов Хейли, куча Ладлэма, "Лунная радуга", "Отягощенные злом" и так далее и тому подобное.
Знаешь, что меня больше всего пугает?
Что в Питере почти не осталось магазинов "Старая книга". Тех самых, через которые можно было реализовать списанные книжки...
Да, с букинистикой связываться все меньше желающих. И это при том, что вообще комиссионки цветут пышным цветом. Жаль.
Особенно впечатляет маршал Мерецкой.
Не по адресу, Кирилл Александрович, ляп автора статьи.
Да-да, безусловно.
Кстати: в двухтысячном году я успел стащить несколько книжек, когда новые владельцы разгромили небольшую библиотеку в одном из корпусов Апраксиного двора.