Categories: Блог

"Временно доступен" без меня. – Как я попал в черные списки. – Отмечая шестую отставку

Оригинал взят у в "Временно доступен" без меня. – Как я попал в черные списки. – Отмечая шестую отставку

Программа «Временно доступен» на ТВЦ в этом сезоне будет продолжать выходить с Дмитрием Дибровым, но без меня. Новым ведущим вместо меня назначен Александр Карлов. Я не знаю Карлова (несмотря на пару тысяч проведенных теле- и радиопередач, я не телевизионный и не радийный человек), но желаю ему удачи.
О том, что я вышвырнут из эфира (а точнее, запрещен на всех федеральных каналах и внесен в тот самый якобы не существующий «черный список»), я узнал совершенно случайно от человека, не имеющего к программе никакого отношения. Он же сказал, что «это требование Пономарева».
Изо всех Пономаревых, имеющих отношение к телевидению, мне знаком только Михаил – это был, на мой вкус, лучший телеведущий вечерних «Вестей», яркий и желчный, которого убрали из эфира в 1999-м, когда служение профессии стало тускнеть в качестве добродетели, уступив место лояльности. Видимо, имелся в виду глава ТВЦ Пономарев. Так что все вопросы – к нему. Хотя я сомневаюсь, что будет ответ. Я же понимаю, почему мне никто даже не позвонил. А что должны были сказать? «Димон, старик, как к ведущему к тебе претензий никаких, у программы прекрасные рейтинги и шеры, место в шорт-листе номинантов на ТЭФИ, но позвонили со Старой площади и сказали, что поскольку ты обсирал зимой Матвиенку, а у нас она теперь священная корова, вводимая в Сенат на манер калигулового жеребца, тебя велено отовсюду убрать?» Зачем тратить нервы, а?
Я действительно испытываю сильные чувства к Валентине Матвиенко.
Мой роман с ней вошел в эндшпиль в конце второй по счету питерской блокадной зимы, когда я сказал все, что о думал о ней как о наместнице, гауляйтерше, в эфире радиостанции «Вести FM», где я вел утренний эфир в одной линейке с Владимиром Соловьевым. Желающие могут найти подробности здесь. Меня выбросили из эфира «за визгливые интонации». Ну-ну.
Но это было начало.
На РТР – это один холдинг с «Вести FM» – в то время выходила программа «Большая семья», которую я вел вместе с Димой Харатьяном. Это такой аналог английской It’s Your Life!, хотя, конечно, скорее – аналог «От всей души». Так вот, из трех готовых, то есть уже смонтированных выпусков – с Владимиром Винокуром, Игорем Николаевым, Дмитрием Певцовым и Ольгой Дроздовой – я был вырезан полностью. Чтобы вы понимали: это полуторачасовая программа. Попробуйте из программы такого хронометража, где почти непрерывно двое ведущих в кадре, вырезать одного. Это вам не Троцкого, Бухарина, Каменева и Зиновьева замазать на фотках. Вырезали. О чем, опять же, я узнал совершенно случайно. «Дима, – сказали мне, – этого требовали на ВГТРК! Они ссылались на второе лицо в государстве!»
Я хмыкнул и не стал поднимать скандал, не стал даже упоминать об этом в блоге. Во-первых, я не понимаю, кто у нас второе лицо в государстве (более того: я не уверен, что это понимает само второе лицо). Во вторых, слава богу, я отработал на ВГТРК почти 7 лет и знаю, как там любят многозначительно тыкать пальцем в небо, прикрывая собственное холуйство. В-третьих, я не слишком уютно чувствовал себя в качестве ведущего «От всей души». Поинтересуйтесь-ка у Парфенова, каково ему вести «Какие наши годы!» после «Намедни».
Скандал, однако, случился, потому что на записи программы с Певцовым-Дроздовой была Ксения Ларина, которое свое изумление тем, что вместо двух ведущих в эфир попал один, выплеснула в блоге на «Эхе Москвы».
«Большая семья» была безобиднейшей семейной программой, идущей по выходным в обед. Там и близко не было политики. И эта программа тоже была в шорт-листе последней ТЭФИ. Но в кадре был я. Вырезали.
Когда я узнал, что больше не веду «Временно доступен» (а еще в июне меня уверяли, что все ОК, и что в конце августа записи возобновятся), то, на всякий случай, позвонил N.
N. замечателен тем, что его любят все – и правые, и левые – и никто не смеет ему отказать. Я попросил N. узнать, в чем дело. Это требование Старой площади или перестраховка того самого Пономарева, с которым я не знаком?
«Старик, поздравляю! – раздался через час в трубке хрипатый голос N. – на центральные каналы можешь даже не соваться. На тебя полный запрет, тетя Валя постаралась. И все телевидение это знает».
Вот, собственно, и вся история, и я даже не хочу добавлять, что «вот и возвратился СССР», и не хочу писать о запрете о профессии, – словом, не хочу писать ни о tempores, ни o mores.
В конце концов, меня убирают из эфира по политическим резонам в шестой раз.
Первый раз это сделал в 1996-м Анатолий Собчак (я вел «Час мэра» на «5 канале» – но тогда мне позвонил глава канала Олег Руднов и принес извинения за Собчака, а после эмиграции извинился и сам Собчак). Затем меня выгоняли из «Вестей» по распоряжению, если не ошибаюсь, Волошина (там была сложная интрига с распространением медиавлияния Березовского, и я жертвою пал, а Березовский пал позже) и из радиоэфира «Маяка 24», когда я в прямом эфире, в рамках подготовки к Олимпиаде, уговорил Леонида Тягачева принять от меня 1000 долларов на ремонт туалета в сочинском аэропорту, с установкой над писсуаром мемориальной таблички «От Димы Губина – Олимпийским играм». Но тогда мне честно выплачивали двухмесячную компенсацию – не говоря уж о том, что действительно извинялись.
Впрочем, это плюсквамперфект.
Сейчас же я просто хочу тем, кто любил «Временно доступен» (и, возможно, любил меня в качестве ведущего), объяснить свое исчезновение из эфира.
Я достаточно давно занимаюсь журналистикой, чтобы не понимать справедливость чапековского «даже если всю редакцию свалит грипп, газета все равно выйдет», а потому желаю «Временно доступен» в новом составе успеха. Газета важнее ее сотрудников, программа важнее ее ведущих.
Сам я продолжаю оставаться обозревателем «Огонька», где тексты у меня выходят раза три в месяц. Если кто-то скучает по-моему голосу, то может обратиться на «Подстанцию», где я по вторникам записываю подкасты. А если требуется изображение, – то я веду пока что (тьфу-тьфу-тьфу!) на канале «Совершенно секретно» программу «Наше время», попеременно со Стасом Кучером и Катей Шерговой.
Скоро у меня должны выйти две книжки, о чем я сразу же извещу.
А так – что называется, свободная касса.

Don_Ald

Родился, еще не женился, пока не помер.

View Comments

  • "священная корова, вводимая в Сенат на манер калигулового жеребца"
    Это шикарно)))

    А ведь похожа!

      • Внешне на корову, конечно. А по механизму ввода в сенат - на жеребца.
        Только Калигула салабон против тандема. Он же не смог жеребца во главе сената поставить)

Recent Posts

Не пасхальное

Смотрел трансляцию пасхального богослужения на 78. Крестный ход, на заднем плане передвижная телестудия с логотипом…

22 часа ago

Kodi: добавляем радио

С тех пор, как я собрал и настроил медиаплеер, меня регулярно одолевало желание подключить любимые…

3 дня ago

2 мая 2024 года

Тихий час. Ночью устроила нехилый забег, почти до утра колобродила. Теперь отдыхает от трудов праведных...

3 дня ago

Мосгаз. Метроном. Ляпсус

Ну, ёпыр же май... На Первом очередное пришествие майора Черкасова. Во второй серии персонаж Игоря…

4 дня ago

Тыкила – это сила!

Молодец, Татьяна! Не всякая тридцатилетняя выглядит так, как Татьяна в свои семьдесят с хвостиком! Сразу…

1 неделя ago

This website uses cookies.