Сперва краткий исторический экскурс для поколения двухтысячных.
Когда Союз нерушимый благополучно накрылся медным тазом и заговорили о приватизации народного достояния, сперва от щедрот государевых пообещали каждому гражданину России выдать денег в размере десяти тысяч рублей. А даже с учётом стремительно подешевевшего рубля, десять тысяч было весьма неплохой прибавкой к жалованью. Я тогда даже раскатал губёшку на предмет покупки цветного телевизора, да тут прилетела птица обломинго по фамилии Чубайс. Который надоумил царя Бориса вместо реальных денег выдать населению бумажки под названием «ваучер». Нарисовали на бумажке «10 000 рублей» и сказали, что это те же деньги, только платить ими нельзя. А можно на них купить акции. Газпрома тогда ещё не существовало, купить акции Apple, Microsoft или IBM на ваучеры почему-то было нельзя, а остальные предприятия как-то не внушали доверия в плане вложения своих капиталов. Поэтому народ стал активно обменивать чубаучеры на рубли. По Питеру курс был три тысячи рублей за один ваучер. Что, согласитесь, маловато.
Где-то под конец 1993-го года прошёл по «Ленинцу» слух, будто в Выборге финны ваучеры скупают по очень хорошей цене. То ли за номинал, то ли больше. Передо мной вновь забрезжила мечта в виде цветного телевизора. Дело дошло до того, что на планёрке у начальника цеха говорили не столько о делах насущных, сколько о том, чтобы съездить на разведку. Я, как старший кладовщик, на планёрках присутствовал постоянно. Поскольку других желающих не нашлось, а желание продать ваучеры за хорошие деньги росло, то я предложил свою кандидатуру. Несколько дней мы обсуждали реальность данной затеи, потом несколько человек принесли свои ваучеры. Если вдруг повезёт, так чтоб сразу и продать. Заодно и пару своих прихватил.
Одному ехать было стрёмно. Выборг я тогда даже по телевизору не видел, только знал, что туда ехать с Финляндского вокзала. Поэтому подбил Славку поехать со мной. Договорились, что я за ним заеду в семь утра. Первая электричка на Выборг отправлялась около восьми часов, так что вполне хватало времени с Суворовского до Финбана доехать.
В назначенный день я оделся потеплее. Мороз тогда стоял не так чтобы очень большой, ночью до минус пятнадцати доходило. Но я уже имел опыт работы на улице, так что утеплился капитально. В половине шестого утра выкатился из дома на проспекте Большевиков, дождался троллейбуса и подкатил к станции метро «Ломоносовская». Подгадал точно к открытию. Маршрут был привычный: доехал до «Маяковской», через переход проскочил на «Площадь Восстания» и выскочил на поверхность из вестибюля, который стоит на месте Знаменской церкви. День был выходной, народу немного. А транспорта и того меньше. В том числе и общественного.
Надо сказать, что я за двадцать с лишним лет впервые увидел абсолютно пустой Невский. Ни троллейбусов, ни автобусов, ни трамваев на Лиговке. Только у Московского вокзала несколько машин стоит, пассажиров дожидаются.
Пораскинув мозгами, я решил по Второй Советской пройти на Суворовский проспект. Там было больше шансов сесть на автобус или троллейбус. Придя на остановку, убедился, что ни троллейбуса, ни автобуса не видать. И пошёл дальше. В итоге так до Славкиного дома и дошёл. Поднялся на третий этаж, надавил на звонок…
Вместо Славки дверь открыла его мама. Тихонько, чтобы не разбудить соседей, предложила раздеться и пройти в комнату. Войдя в комнату, я увидел лежащего на диване Славку с компрессом на щеке. Рядом стоял стул, на котором я увидел небольшой тазик, забрызганный кровью.
Как оказалось, накануне у Славки треснул зуб, в поликлинике сказали, что надо удалять. И удалили так удачно, что кровь всю ночь шла без остановки. Уже и в дежурную стоматологию ездили, и «скорую» вызывали – всё без толку.
Картина была знакомая, за год до этого сам через такую историю прошёл. Ночь сидел на кухне, читал вестерны Луиса Ламура… О чём я Славке и рассказал. Пожелал побыстрее поправиться и покатился на выход. Было очевидно, что в Выборг я еду один.
Вот тут бы мне и отказаться от это затеи! Но жажда наживы пуще неволи. Я вышел на тогда ещё улицу Салтыкова-Щедрина и первым троллейбусом доехал до «Чернышевской». Через двадцать минут я сел в электричку с надписью «Выборг» на кабине первого вагона.
Сейчас путь от Питера до Выборга занимает чуть больше двух часов. А если взять билет на «Ласточку», то и за час добраться можно. Но в начале девяностых про «ласточки» слыхом не слыхивали, а обычная электричка добиралась до Выборга без малого три часа. Добавьте сюда «удобства» советских электричек в виде жёсткой деревянной скамьи, отсутствие туалета и наглухо выключенное отопление во всех вагонах. Плюс ко всему, часть окон не закрывалась полностью и температура в вагонах не отличалась от температуры на улице. Когда электричка прибыла в Выборг, у меня зуб на зуб не попадал. Минут двадцать я оттаивал в вокзальном буфете и всерьёз подумывал, не стоит ли прямо сейчас отправиться обратно в Питер. Но мысль снова очутиться в леднике на колёсах меня удержала. Выпив два стакана горячего чая и посетив вокзальный гальюн, я пошёл в город.
Вопреки ожиданиям, на площади перед вокзалом не стояли щедрые финны с табличками «Куплю ваучер». Куда идти я понятия не имел, карты города у меня не было. Это сейчас всё просто: достал из кармана смартфон, открыл Яндекс карты… А в начале девяностых мы о такой технике даже не мечтали.
Пошёл наобум, куда глаза глядят. Где именно меня носило, сейчас не вспомню. Издалека видел башню святого Олафа, по берегу залива бродил. И каким-то чудом меня вынесло на городской рынок. К тому времени я успел снова замёрзнуть, зашёл внутрь не столько в надежде встретить нужного покупателя, сколько погреться.
Картина внутри не сильно отличалась от того, что я видел на родном Правобережном рынке. Кое-где на прилавках стояли картонки с написанными фломастером словами «Куплю ваучер». На мой вопрос: «Почём ваучеры берёте?», услышал знакомый ответ: «Три тыщи!» Финнов на рынке почему-то не оказалось…
Побродив по Выборгу ещё час, я отправился к вокзалу. Финнов нигде не было. Может, я не там искал. Может, финны в выходные дома сидели. А, скорее всего, слух был чьей-то глупой выдумкой. Как бы то ни было, но в тот день мне не удалось встретиться с нашими северными друзьями. И, наверное, к лучшему. Хоть Советский Союз уже распался, но «Ленинец» по-прежнему оставался режимным предприятием и я давал подписку, где обязывался не общаться с иностранцами. Конечно, вероятность того, что меня отследили бы комитетчики, была ничтожно мала, но как знать? Раз в год и палка может выстрелить.
Хлебнув на дорожку горячего чая, я загрузился в обледеневший вагон электрички и направился к дому. Ваучеры мы потом всё же продали – по три тысячи рублей каждый. Но это уже совсем другая история…
(с) 2025, Сергей Уткин.
Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами. Желающие поддержать проект и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:
Банковскую карту (ЮMoney) — 2204120100336086 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Банковскую карту (Сбер) — 2202206511142635 (по группам 2202 2065 1114 2635)
Кошелек ЮMoney — 4100141159505
Сперва краткий исторический экскурс для поколения двухтысячных. Когда Союз нерушимый благополучно накрылся медным тазом и…
Так получилось, что хорошей знакомой понадобился новый е-мейл на Гугле. Полезла регистрировать, а там засада:…
Как я уже писал, Фейсбук удалил мой аккаунт без объяснения причин. Весь контент пропал, система…
Дебильный день какой-то выдался. Сперва Фейсбук основной аккаунт удалил, несколько часов готовили файл с контентом…
Правда, подарок в кавычках: стоило мне написать два РАЗНЫХ комментария в блоге о кино -…
This website uses cookies.