Categories: Рассказы

Старьё

У входа в музей собралась огромная толпа. Ещё бы! Не каждый день можно одновременно увидеть картины Айвазовского, Репина, Куинджи, Саврасова и ещё десятка мастеров классической живописи. Цена на билеты кусались, но выставка собирала аншлаг вторую неделю.

Я приехал за два часа до открытия и пристроился в хвост очереди. Такое впечатление, что люди тут ночевали… Кто-шёл по второму разу, обсуждал увиденное. Чтобы не испортить впечатление от встречи с прекрасным, я заткнул в уши наушниками, включил на полную громкость сборник симфоний Бетховена и постарался полностью отключиться от окружающего мира. Лишь изредка реагировал на лёгкое подталкивание в спину и двигался вслед за стоящими впереди.

В музей я вошёл, когда заканчивалась Седьмая симфония ля мажор. Предъявил сканеру смартфон с электронным билетом. На экране мобильника появилось предложение:

«Хотите совершить экскурсию с гидом? Да / Нет»

Я выбрал «да». Тут же появился новый вопрос:

«Какого гида вы предпочитаете? Виртуальный / Реальный»

Не раздумывая ни секунды, я выбрал реального. Экран презрительно мигнул и ехидно сообщил:

«На данный момент все экскурсоводы заняты. К вам подойдёт первый освободившийся гид. Если вы не хотите терять время на ожидание, вы можете выбрать виртуального гида.»

Я мужественно отказался и стал ждать. Впрочем, ждать пришлось недолго – минут через пять ко мне подошла милая девушка в форменном зелёном костюме сотрудника музея.

– Здравствуйте, я Лера! Благодарю вас за ожидание! С чего бы вы хотели начать нашу экскурсию?

– Здравствуйте, – ответил я. – Если можно, давайте начнём с Айвазовского.

– Прекрасный выбор! – расцвела дежурной улыбкой Лера. – Сейчас мы с вами пройдём в зал великого русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Иван Айвазовский родился семнадцатого июля одна тысяча восемьсот семнадцатого года, в городе Феодосии. Иван Айвазовский родился в семье армянского купца Константина Айвазяна…

Мы вошли в громадный зал, от пола до потолка увешанный мониторами, прожекторами и ещё какой-то незнакомой электроникой.

– Сейчас мы увидим самую знаменитую картину Ивана Айвазовского «Девятый вал». Прошу вас сюда…

Я встал на указанное Лерой место. Монитор на стене ожил, на экране появилось изображение с детства знакомой картины.

– Благодаря современным технологиям мы может полностью погрузиться в атмосферу картины, – произнесла Лера и изображение внезапно ожило. Волны накатывались на обломок матчи, люди судорожно цеплялись за оборванные снасти. В лицо ударил пахнущий морем ветер, уши заложило от грохота и свиста шторма. Всё было настолько реалистично, что я не удивился бы, если бы с экрана хлынула вода. Но, к счастью, этого не произошло. Шторм стих, изображение застыло и я услышал голос экскурсовода:

– Искусственный интеллект в сочетании с новейшими технологиями позволяет нам более полно раскрыть замысел художника, оценить весь драматизм сюжета картины. Айвазовский не мог и мечтать, что однажды его картины оживут. Вам понравилась эта картина?

– Я поражён до глубины души, – честно ответил я. – Теперь давайте окунёмся во что-то более спокойное, пожалуйста.

– Как пожелаете! – сверкнула жемчужными зубками Лера. – Давайте перейдём к картине «Лунная ночь на Чёрном море».

Мы перешли к противоположной стене. На экране монитора появилось изображение ночной бухты, освещённой полной луной. Почти сразу картина ожила: раздался тихий плеск волн, на корабле отбили двенадцать склянок, где-то вдалеке кричала ночная птица…

Экскурсия длилась почти два часа. За это время я насладился ночной тишиной на Днепре, чуть не умер от ужаса при виде извергающегося Везувия и вдоволь надышался лесным воздухом вместе с медвежатами. Летняя жара сменялась зимней стужей, из засеянных рожью полей мы переносились в царские палаты. От всего увиденного голова шла кругом, в ушах звенело и ноги подкашивались.
Наконец, мы прошли последний зал и двинулись к выходу.

– Наша экскурсия закончена, – жизнерадостно улыбаясь сообщила Лера. – Быть может, у вас остались какие-то вопросы?

– Да, – кивнул я. – Скажите, Лера: а где все те картины, что вы мне показывали?

– То есть, как? – растерялась Лера. – Здесь, в музее. Вы же сами всё видели.

– Нет, вы не поняли. Я говорю про настоящие картины. Не изображение на экране, а холст и краска в раме.

– Ах, эти! – снова расцвела Лера. – Не знаю. Наверное, выбросили.

– Выбросили? Вы серьёзно?

– Ну а кому это старьё нужно? – пожала плечами хранительница искусств и, улыбнувшись на прощание, умчалась навстречу следующему экскурсанту.

(с) 2025, Сергей Уткин.

Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами. Желающие поддержать проект и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:

Банковскую карту (ЮMoney) — 2204120100336086 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Банковскую карту (Сбер) — 2202206511142635 (по группам 2202 2065 1114 2635)
Кошелек ЮMoney — 4100141159505

Don_Ald

Родился, еще не женился, пока не помер.

Share
Published by
Don_Ald

Recent Posts

Старьё

У входа в музей собралась огромная толпа. Ещё бы! Не каждый день можно одновременно увидеть…

47 минут ago

23 ноября 2025 года

Давно хотел такую полочку для клавиатуры, чтобы под столешницу задвигалась. Сперва думал самопальную смастерить, да…

4 дня ago

Как я электронную подпись обновлял

Если кто не в курсе: я - индивидуальный предприниматель со всеми вытекающими обязанностями. Включая оформление…

6 дней ago

Как я электронную подпись обновлял

Если кто не в курсе: я - индивидуальный предприниматель со всеми вытекающими обязанностями. Включая оформление…

6 дней ago

This website uses cookies.