Categories: О фильмах

28 панфиловцев

(2016) 28 ПАНФИЛОВЦЕВ Libyan Palette Studios (Россия)
Военный, драма, история, 120 мин
Режиссеры – Ким Дружинин, Андрей Шальопа.
Сценарий – Андрей Шальопа.
В ролях: Александр Устюгов, Яков Кучеревский, Азамат Нигманов, Олег Фёдоров, Алексей Морозов, Антон Кузнецов, Алексей Лонгин, Максим Белбородов, Дмитрий Мурашев, Виталий Коваленко.

В 1948 и 1988 годах официальная версия подвига была
изучена Главной военной прокуратурой СССР и признана
художественным вымыслом. По мнению Сергея Мироненко, «не
было 28 героев-панфиловцев — это один из мифов, насаждавшихся
государством». При этом сам факт тяжёлых оборонительных
боёв 316-й стрелковой дивизии против 2-й и 11-й немецких
танковых дивизий на Волоколамском направлении 16 ноября 1941
года и проявленный при этом бойцами дивизии героизм не оспаривался.

 Википедия.

— Даже если бы эта история была выдумана
от начала и до конца, даже если бы не было Панфилова, даже если бы
не было ничего – это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться.
А люди, которые это делают, мрази конченые.

Владимир Мединский, министр культуры РФ.


Пожалуй, нет смысла в очередной раз пересказывать события осени-зимы 1941-го года, когда гитлеровские войска вплотную подступили к Москве. Даже если кто-то плохо учился в школе и ничего не вынес из уроков истории, то заполнить пробел в знаниях помогут многочисленные фильмы и киноэпопеи, книги и документальные ленты.

Про легенду о подвиге двадцати восьми панфиловцев тоже всем уже все известно. Разве что, кроме министрика культурки и штукатурки, где-то по случаю купившему диплом историка.

Тем не менее, петербурская студия Libyan Palette Studios решила по этой легенде снять кино. Своих денег у ребятишек не было, поэтому решили пустить кепку по кругу, то есть, запустить сбор денег через Интернет. Собранных народом финансов на проект не хватало и кина вполне могло бы и не быть, да подбросили деньжат Министерство культуры и разработчик компьютерных игр Gaijin Entertainment.

И понеслася!

* * *

В детстве я очень любил фильмы про войну. Сперва мне было совершенно неважно, что за фильм и про что он вообще – лишь бы на экране побольше танков, самолетов, стрельбы и взрывов! Потом я чуть подрос и, надеюсь, поумнел. Начал разбираться, что про войну есть хорошие фильмы (“Аты-баты, шли солдаты” Леонида Быкова, “Они сражались за Родину” Сергея Бондарчука) и плохие. Став совсем взрослым, я начал понимать, что в фильмах про войну взрывы, стрельба и танки с самолетами не самое главное.

Имена режиссеров фильма (Андрей Шальопа еще отметился и как автор сценария) мне ничего не говорили. Из фильмографий режиссерского дуэта мне знаком лишь сериал “Дорогой мой человек” по мотивам трилогии Юрия Германа, в котором Дружинин засветился как актер. Сериал я не досмотрел по той причине, что он оказался чудовищным отстоем. Почему Дружинин и Шальопа решили, что им по силам снять военную драму сие тайна великая есть.

На предпремьерный пресс-показ создатели фильма зазывали изо всех сил. Особенно почему-то старались заполучить популярных видеоблогеров, начиная с Сергея “Вспышки” Карапетяна и заканчивая Дмитрием “Гоблином” Пучковым. Кинокритиков тоже пригласили, но не так охотно. Видимо, предполагали, что от профессионалов не стоит ждать восторженных отзывов (и правильно, как оказалось – рецензия Леонида Павлючика сильно охладила пыл).

Первые тридцать минут фильм нагружает зрителя совершенно ненужной информацией. Толщина брони среднего немецкого танка и недостатки новой версии бутылок с зажигательной смесью сменяются трепотней ординарца про количество вырытых траншей. Затем политрук читает боевой листок, содержимое которого бойцы уже наизусть знают. Полчаса экранного времени не дают зрителю ровно никакой информации о героях ленты. Кто там Добробабин? Где Крючков? Чем занят Сенгирбаев? Или это Касаев, а Сенгирбаев тогда где? Не разберешь. Нет людей в кадре, нет характеров, нет биографий. Почему?

Допустим, что авторы фильма решили не погружаться в судьбы героев по той простой причине, что тогда придуманный журналистом Кривицким миф лопнет, как мыльный пузырь. Не вписывается в красивую сказку реальный Иван Добробабин: контузия, плен, побег, служба полицаем у немцев… А с Иваном Натаровым как быть? Ведь по версии Кривицкого именно Натаров был тяжело ранен 16 ноября и, умирая в госпитале, рассказал о подвиге двадцати восьми панфиловцев. А по документам Иван Натаров погиб за два дня до легендарного сражения и рассказать что-то Кривицкому никак не мог.

Тогда возникает вполне логичный вопрос: а зачем вообще было упираться в заведомо лживую легенду? Кто мешал снять фильм о том, как все было на самом деле? Кто мешал реконструировать события того дня? Нет ответа.

Ладно. Предположим, что “28 панфиловцев”, как теперь любят говорить, “не документальное кино”. Байопик, ага. В конце концов, не во всех фильмах о войне речь идет о реально существовавших людях. Скажем, у Леонида Быкова в “Аты-баты, шли солдаты” есть образы собирательные, есть просто выдуманные персонажи, работающие на общий сюжет картины. На то оно и искусство, чтобы через образ передать эмоции, заставить зрителя сопереживать герою. Но как раз сопереживать не получается совершенно. Артисты азартно стреляют, бросают гранаты и бутылки с “коктейлем Молотова”, усердно делают мужественные лица и красиво умирают. Но сопереживания почему-то не возникает. Совсем. Может, потому что зрителю так ничего и не рассказали о погибших. Кем был вот этот парень, которого танк гусеницами в землю вкатал? А тот, который не успел гранаты бросить? А те шестеро, что в конце в живых остались – они вообще кто? Опять нет ответа.

Огромным минусом является невыразительная актерская игра и полное отсутствие хоть сколько-то запоминающихся образов. Из общего ряда серых теней выделяется лишь Иван Москаленко в исполнении Александра Устюгова, да и то благодаря паре незатейливых хохм. Остальные актеры просто отрабатывают нужные действия в кадре, не заморачиваясь на всякие пустяки, вроде проработки образа и изучения внутреннего мира персонажа. Потому что этот самый внутренний мир напрочь отсутствует в сценарии и прорабатывать нечего.

Итак, фильм “28 панфиловцев” не исторический, да и к искусству он имеет весьма отдаленное отношение. Тогда что же нам предлагают авторы? На мой лично взгляд: очередную компьютерную игру. Точнее, экранизацию шутера “от третьего лица”. Впечатление усиливается положением камеры во время боевых сцен: по задумке режиссеров зритель должен чувствовать себя в одном окопе с персонажами. Поэтому камера чаще всего находится сзади и чуть сбоку от действующего лица (в GTA играли?). Прием не нов и вполне себя оправдывает, если только им не злоупотреблять. Увы, но здесь создатели откровенно переборщили. Например: два солдата и оператор сидят в окопе, на который ползет фашистский танк. Один боец хватает связку гранат, бросает в танк. Зритель ждет взрыва, но оператор в это время опускает камеру, имитируя поведение солдата, пригибающегося к земле. В кадре дно окопа, за кадром звук взрыва, камера опять поднимает “глаза” на подорванный танк. Камера, стоп! Снято! Все свободны! Вам интересно смотреть такое кино? Мне – нет. Быть может, когда-нибудь Gaijin Entertainment слепит очередную многопользовательскую стрелялку по мотивам фильма и тогда все встанет на свои места. Ведь есть же экранизации Лары Крофт, DOOM и Warcraft. И наоборот: были компьютерные игрушки по мотивам “Назад в будущее”, Робокопа и”Звездных войн”. Так что появление игры “28 панфиловцев” напрашивается само собой. Глядишь, и затраты на фильм отобьются…

Кстати, о затратах. Поговаривают, что после проката по кинозалам фильм выложат в свободный доступ в Интернет. Так что, ежели у вас еще осталось желание посмотреть “28 панфиловцев”, то я настоятельно рекомендую немного подождать и скачать киношку из сети. Даже если создатели пойдут на попятную, то в торрентах он всяко появится.

Итого: очередной развлекательный аттракцион для детей младшего школьного возраста. Если вам нужны только танки, взрывы и спецэффекты, то это кино для вас.

(с) кадры из фильма позаимствованы с сайта “Кинопоиск

(с) 2016, Сергей Уткин.

Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами и финансируется исключительно из личных средств автора. Желающие поддержать проект, помочь оплатить хостинг и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:

Банковскую карту – 2204120100336086 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Кошелек ЮMoney – 4100141159505
PayPal – utkinserg

Don_Ald

Родился, еще не женился, пока не помер.

Recent Posts

Тыкила – это сила!

Молодец, Татьяна! Не всякая тридцатилетняя выглядит так, как Татьяна в свои семьдесят с хвостиком! Сразу…

2 дня ago

Проба нового формата

Придумалось несколько коллажей. (далее…)

3 дня ago

Ракурсы – день рождения Ленина

Прогулялся немного, поснимал, порассказывал. Премьера в 20 часов.

1 неделя ago

Славкина квартира

Очередная проверка памяти. Грешен, люблю заходить на сайт ЦИАН, смотреть, что почём в центре продаётся.…

1 неделя ago

This website uses cookies.