Categories: О книгах

Николай Рыжих — Избранное

Издание — Современник (Россия, Москва), 1986

Автор — Николай Рыжих

«Вперед, хромоногие!»
(Впечатление после прочтения книги)

Рыболовный сейнер «Онгудай»  после навигации нуждается в ремонте, а его команда — в отпуске. Но вместо этого приходит приказ выходить в море на ловлю минтая. Сама по себе паршивая ситуация осложняется тем, что в рейс «Онгудай» идет без своего капитана. Вместо него назначен местный рыбак по фамилии Макук. Старик без диплома, не признающий радаров и пеленгаторов и последнее время конопативший шлюпки на берегу. Ну какой это капитан? Смех один…

*  *  *

Как это ни смешно, но и с творчеством Николая Рыжих меня свела случайность. Во время моего недолгого частного предпринимательства, когда я держал небольшой прилавок в одном из павильонов Апраксиного двора, неподалеку расформировывали районную библиотеку. Списанные книги попросту выставили на улице — берите, если хотите. К тому моменту, когда я подошел к стеллажам с книгами, самое интересное уже расхватали. На меня сиротливо смотрели несколько десятков обложек с ничего не говорящими именами. Чем именно меня привлек томик с фамилией Рыжих, я до сих пор не знаю. Взял, открыл на странице с заголовком «О себе»…

Издательство попросило написать о себе. И тут у меня получилось затруднение: очень долго будет, если я начну перечислять все сейнеры и траулеры, катера и большие морозильные траулеры, рыболовные боты, теплоход, научно-исследовательское судно, подводные лодки. Да еще временные береговые работы… их тоже не одна.
Я только скажу, что за свою трудовую жизнь плавал на двадцати двух судах. Во всех должностях, начиная от матроса до капитана. Включительно, конечно. И естественно, во всех океанах и на многих морях. Кстати, и сейчас работаю на сейнере.
За литературу взялся уже в зрелом возрасте, мне было уже тридцать лет. Захотелось людям рассказать о рыбаках, об их труде, об их жизни. Начал описывать случай, который произошел у нас на сейнере «Онгудай». Об этом случае наш капитан Михаил Александрович Макуков обронил как-то: «Было не утонули…» Ну, вот. Начал описывать шторм и все, что творилось на судне… получилась повесть «Макук». С нею поступил в Литературный институт имени Горького. Закончил литературный институт, но работать литератором не стал — в море потянуло.

Надо сказать, что к тому времени я уже давно и безнадежно был влюблен в прозу другого писателя-моряка — речь о Викторе Конецком, конечно же. Каким-то десятым чувством я понял, что поставить эту книжку обратно на полку никак нельзя. И чувство не подвело. На долгие годы сборник Рыжих стал одной из наиболее часто перечитываемых книг в моей скромной библиотеке.

Итак, об авторе. Родился Николай Прокофьевич 17 октября 1934 году в селе Хлевище Алексеевского района Белгородской области. Окончил Ленинградское высшее военно-морское училище, служил на флоте. После выхода в отставку жил на Камчатке, рыбачил на рыбопромысловых судах. Общий стаж моряка – около 30 лет.

Как уже сказано выше, литературой Николай Прокофьевич занялся уже  в зрелом возрасте. В 1970 году окончил Литературный институт имени Максима Горького. Но, став профессиональным писателем, так и не оставил рыбацкий труд и писал в свободное от путины время. Много печатался в различных журналах и сборниках, издавались авторские книги. Дебютная повесть «Макук» была переведена на польский язык.

Член Союза писателей СССР с 1973 года. Избирался членом правления Союза писателей СССР и членом ревизионной комиссии этого творческого союза.

Умер 27 июня 2003 года, похоронен в городе Орехово-Зуево Московской области.

(по материалам сайта Белгородского Государственного Литературного музея)

Так о чем же писал Николай Рыжих? Если говорить о жанре, то это типичная производственная проза. Влюбленным в Грина и любителям морской романтики эта книга вряд ли понравится. Что неудивительно: Конецкий в предисловии к «Вчерашним заботам» писал, что современный корабль это огромный плавучий завод, со своими цехами, вспомогательными службами, рабочими и ИТР. Все это справедливо и по отношению к рыболовецкому флоту — с одной лишь поправкой, что «Онгудай» на фоне «Державино» выглядел бы как улитка на фоне самосвала. Соответственно, и численность экипажа на сейнере меньше в десятки раз. Здесь не затеряешься среди других таких же мореманов, не спишешь свое неумение, свою лень на других. Здесь как в горах, про которые пел Высоцкий — сразу становится ясно, с кем ты рискнул выйти в море.

Про риск сказано не ради красного словца. Мы все читали или смотрели документальные и художественные кадры о гибели больших судов во время шторма. А теперь попробуйте представить на месте громадного океанского лайнера крохотное суденышко, оказавшееся между жерновами штормовых волн. Или когда неуправляемое судно несет на прибрежные скалы. Именно об этом писал Рыжих в повести «Макук» задолго до фильма «Идеальный шторм». Но, если героям американской ленты не было суждено вернуться с уловом», то «Онгудай» сумел спастись. Сейнер выглядит как задира, который готов снова броситься в самую гущу драки, хотя уже изрядно потрепан. А люди? Содранная с ладоней кожа и натруженные мышцы не в счет. Какими нужно обладать нервами, насколько любить свою профессию, чтобы после такой трепки не плюнуть на все и не уехать в какую-нибудь деревню, а снова готовиться выйти в море?

Кто-то скажет: деньги, все дело в них. Спору нет, зарабатывали рыбаки очень даже неплохо — по советским меркам, конечно. Потому и шли к ним в поисках длинного рубля, есть в книге и такие персонажи — «мережи», как их окрестил боцман. Но на рыбфлоте подобные личности долго не задерживались. Слишком уж велик риск остаться там, где никакие деньги тебе не помогут. Значит, есть что-то еще, что заставляет этих морских бродяг снова и снова искать рыбацкой удачи. Ведь даже Макук, выйдя в отставку, не уехал, а остался на берегу. И он далеко не единственный — цикл рассказов «Рыбаки»  полон подобных примеров. Не нужны рыбакам ни домики с огородиками, ни кабинеты с секретаршами, ни статьи в газетах. Море, кунгас да проверенная команда. Чтобы придти домой с трюмами, под завязку залитыми рыбой.

Вот о таких людях эта книга. В ней две повести и несколько рассказов, веселых и страшных, грустных и поучительных. История «О том, как Феликс Бородин стал рыбаком» одна из моих самых любимых. К великому моему сожалению, сборник Николая Рыжих нельзя купить ни в электронном, ни в бумажном виде — разве что где-нибудь у букинистов случайно попадется. Но книжка есть в пиратских библиотеках. И я настоятельно рекомендую ее найти. Поверьте, эта книга стоит того, чтобы ее прочитать.

Итого: замечательная книга незаслуженно забытого автора.

Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами и финансируется исключительно из личных средств автора. Желающие поддержать проект, помочь оплатить хостинг и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:

Банковскую карту — 2204 1201 0033 6086
Кошелек ЮMoney — 4100141159505
PayPal — utkinserg

 

Don_Ald

Родился, еще не женился, пока не помер.

Recent Posts

Google, верни их!

Прохлопал я эту новость: Сумма требований 17 российских телеканалов к компании Google из-за блокировки аккаунтов…

3 часа ago

Опять антиалкогольная кампания?

РИА "Новости" вещает: МОСКВА, 30 окт - РИА Новости. Депутат Госдумы Султан Хамзаев предложил постепенно…

1 день ago

Новая причина развала СССР

Володин уже забыл, что Советский Союз развалился из-за фильма "Интердевочка" и выдвинул новую версию: Володин…

1 день ago

29 октября 2024 года

Фотка: Видосик:

3 дня ago

Трамвайный роман

Ох, местечко какое родное! Вторая Советская улица, за спиной фотографа Лиговский проспект. За трамваем виднеется…

3 дня ago

Трамвайный роман

Ох, местечко какое родное! Вторая Советская улица, за спиной фотографа Лиговский проспект. За трамваем виднеется…

3 дня ago

This website uses cookies.