Социальные программы в СССР

Заголовок громковат получился, словно название диссертации. На самом деле хочу поделиться воспоминаниями, на которые натолкнул Быков в субботнем “Развороте”. Была там фраза о системе образования и социальной защите, которые в СССР были на высоте. Ни в коем случае не хочу спорить с Дмитрием Львовичем, но мой личный опыт говорит совершенно обратное.

Про учебу я уже писал, а в двух словах – школа не дала мне ничего. Читать я умел задолго до поступления в первый класс, со временем и писать мог научиться вполне самостоятельно – в шесть лет уже подписывал свои рисунки печатными буквами. Единственный навык, который после школы остался со мной на всю жизнь – с первого класса я стал держать ручку, ложку и вилку в правой руке. Будучи левшой от рождения…

Что же касается социальных программ, то тут все гораздо круче. Сын матери-одиночки, вечно болеющий, с двенадцати лет на учете у нефролога. Малоимущая семья даже по советским меркам. По всем статьям и положениям самый подходящий объект для всевозможных пособий, дотаций, материальной помощи и т.д.

На практике все выглядело совершенно иначе. Единственным реальным документом, дававшим хоть какое-то материальное вспоможение, было удостоверение матери-одиночки. Маленькая книжечка в темно-синей обложке, внутри два десятка разлинованных листков – в них отмечали дату и сумму выплаты ежемесячного пособия. 5 рублей в месяц, где-то в 1983-м пособие увеличили до 20 рублей. Кто-то сейчас наверняка воскликнет: неплохая прибавочка к зарплате! Да вы там с мамашей как сыр в масле кататься должны были!

Все не так сладко, как кажется. Еще раз напомню, что я часто болел. Родни у нас не было, сидеть с больным ребенком некому. Приходилось матушке брать больничный по уходу, а это уже минус четверть от зарплаты. При окладе 110 рублей – почти тридцатка в минус. Но и это еще не все: больничный на весь период болезни выдавался до тех пор, пока ребенку не исполнится семь лет. Как дорос до школы – привыкай поправляться за неделю. Именно на одну неделю выдавался больничный лист, а если дите продолжало болеть – родитель получал справку, которая удостоверяла, что работник не прогуливал, но не оплачивалась совершенно. А теперь прикиньте ситуацию: подхваченная в школе простуда обернулась очередным осложнением, вместо запланированной недели на лечение потребовался почти месяц. Что в итоге бухгалтерия вам на руки насчитает? Гулькин хрен, чтобы не сказать покрепче.

Где-то у Славки в старых снимках должна быть фотокарточка: площадка передней мачты крейсера “Аврора”, на ней стоит тощий пацаненок в затертом джинсовом костюмчике, из которого он давно вырос; на голове нелепая кепчонка, на ногах старенькие полукеды, разрезанные сзади – иначе нога уже не влезала. Фотографировал Славка в первый год нашего знакомства, а пацаненок, как понимаете, я сам. Найти бы этот снимок, но… Славки нет, а беспокоить его маму…

Где-то за год до моего перехода в школу 163 был такой случай. Я в очередной раз проболел несколько недель, кажется, именно в этот раз мне поставили диагноз “хронический гломерулонефрит”. Только пришел на занятия – меня тащат к директору школы 154, где я тогда учился. Битый час три взрослых тетки допрашивали, почему я в школу не хожу, правда ли, что мать пьет беспрестанно и так далее. Не добившись от меня желаемых ответов, накатали телегу в РОНО. И дальше закрутилась карусель, но совсем не в ту сторону, на которую рассчитывала директриса школы.

Матушку вызвали в РОНО на проработку. Так уж получилось, что пришлось ехать прямиком с работы, после суточного дежурства в ПНИ-7. На долгие беседы матушка настроена не была, а сразу разложила все по полкам и справку из поликлиники предъявила. А надо сказать, что нашим районным педиаторм была врач Шавкина, имя-отчество уже не помню. Прекрасный врач, умнейшая и честнейшая женщина. На моих глазах был случай, когда Шавкина с треском выгнала из кабинета одну скользкую особу с коробкой дорогих конфет. Так что справка за подписью Шавкиной была самая настоящая, можно было не сомневаться. Тогда инспекторша решила зайти с другого фланга: мол, а что ж у вас Сережа так часто болеет? Матушка в ответ: а как же ему не болеть, если в школе сквозняки сплошные, а теплого белья купить не на что? Класс зимой на прогулку в Таврический сад ведут, а у мальчишки пальто худое. Инспектор удивляется: как так “купить не на что”? Вам разве школа не помогает?

По словам мамы, они с инспекторшей минуты две друг на друга смотрели, широко раскрыв глаза. Еще бы: мать про материальную помощь впервые услышала, о чем и сказала. Инспектор минуту еще глазами похлопала, потом пообещала разобраться.

Буквально на следующий день меня сорвали с уроков. Малознакомая тетка из родительского комитета повезла меня в ДЛТ, купили пальто, зимние ботинки и шапку. На все потратили порядка 120 рублей, платили наличными. Сколько денег выделялось государством на материальную помощь малоимущим семьям и сколько именно прикарманили школьные руководители – то мне неведомо. Извините, мал был.

Кто-то скажет: единичный случай, не фиг тут обобщать. Увы. Когда мне стукнуло 14 и нужно было переводить документы из детской поликлиники в взрослую, узнал что председатель профкома трамвайного парка имени Смирнова, куда перешла работать моя матушка, несколько лет присваивала путевки в санаторий, которые выделяли для меня. Когда пришел на “Ленинец”, то от старших коллег слышал несколько схожих историй. Когда же матушку угораздило сломать руку и мы несколько месяцев выживали на мою зарплату, то я семь кругов ада прошел, пытаясь получить материальную помощь. Отказали.

Так что про социальную защищенность советского человека – не надо. Вся советская система была построена так, что ежели сверху что-то и выделялось, то разворовывалось по дороге. Непосредственно адресату перепадали жалкие крохи, и это в лучшем случае. Чаще всего рядовой советский гражданин даже не подозревал, что ему что-то там полагается. Как известно, ворье предпочитает не делиться с обворованным. И в этом плане нынешняя система социального обеспечения от советской не отличается вовсе. Различие только в одном: обворовывать нас стали открыто.

Don_Ald

Родился, еще не женился, пока не помер.

Recent Posts

Мосгаз. Метроном. Ляпсус

Ну, ёпыр же май... На Первом очередное пришествие майора Черкасова. Во второй серии персонаж Игоря…

16 часов ago

Тыкила – это сила!

Молодец, Татьяна! Не всякая тридцатилетняя выглядит так, как Татьяна в свои семьдесят с хвостиком! Сразу…

4 дня ago

Проба нового формата

Придумалось несколько коллажей. (далее…)

6 дней ago

Ракурсы – день рождения Ленина

Прогулялся немного, поснимал, порассказывал. Премьера в 20 часов.

1 неделя ago

This website uses cookies.