Реклама

Лиловый шар

Небольшое предисловие: эта заметка является дополненной версией моей дневниковой записи, сделанной более десяти лет назад.
Повесть Кира Булычева "Лиловый шар" я первый раз прочитал еще в "Пионерской правде", черт знает, сколько лет тому назад. Не понравилась сразу - как, впрочем, никогда не нравилась вся "детская" фантастика Булычева. Впрочем, это тема для другого спора. А про "Лиловый шар" я бы и забыл, если бы Павел Арсенов не снял одноименный фильм. Думаю, вряд ли стоит говорить, что своим появлением на свет этот фильм обязан бешеной популярности телефильма "Гостья из будущего" с Наташей Гусевой в роли Алисы Селезневой. Вот только лично мне кажется, что лучше бы Павел Оганезович "Лиловый шар" не снимал...
С первых же минут фильма лично у меня возникло чувство недоумения. Я понимаю, что режиссеру удобнее работать с уже знакомыми актерами, ноэто не оправдывает кардинальное изменение внешности профессора Селезнева - в "Гостье" отца Алисы играл Юрий Беляев, в "лиловом шаре" его место занял Борис Щербаков (историк из института времени). Абсолютно не подходит под роль капитана Зеленого актер Вячеслав Баранов (бывший физрук) - по тексту жуткий перестраховщик, который даже бороду не бреет, боясь порезаться и получить рак крови... Владимир Носик из дедушки Павла переквалифицировался в волшебника - и почти полностью повторил свою работу в "Гостье", правда, изрядно переборщив с пародийностью этого образа. Крайне неудачного Громозеку сделали из Вячеслава Невинного (Весельчак У), хуже только Кощей Бессмертный в исполнении Игоря Ясуловича (Электрон Иванович) - неудачный грим и костюмы только усиливают общее неблагоприятное впечатление. К сожалению, актеры на площадке явно "отрабатывали номер"...
Не помогают поверить в происходящее на экране декорации - кабина управления "Пегасом" больше напоминает гостиную, оформленную в стиле "футур". Больше всего поразил трехместный диван вместо кресел пилотов, да и вся обстановка корабля явно создавалась дизайнерами без учета специфики декорации. Думаю, при старте или торможении вся эта мебель разлетелась бы по стенкам, а в случае невесомости экипажу и пассажирам "Пегаса" пришлось бы уворачиваться от летающей по кораблю мебели... Куда более достоверно выглядела "Заря" в дилогии Ричарда Викторова.
Отдельно скажу про машину времени. В "Гостье" это была именно машина - с клавиатурой, индикаторами. Правда, при детальном рассмотрении становилось очевидно, что кнопок явно маловато, а индикатор больше всего напоминает кубик Рубика... Но, видимо, эта машина до съемок нового фильма не дожила - в "Лиловом шаре" машину времени представили как нечто гигансткое вращающееся, с криво (явно от руки) нарисованными спиралями. Ни пульта, ни индикаторов уже нет. В месте назначения размеры уменьшили, спираль нарисовали чуток поровнее, но пульта опять таки нету и располагается все под открытым небом. Ни двери замаскированной, ни стены, ни дома...
Дальше - больше. Если в "Гостье" на лесках летали флипы, то в "Лиловом шаре" без лесок и проволоки даже камни не поднимаются. Фильм просто невозможно смотреть в кинотеатре или на большом экране - лески повсюду, их даже не пытались замаскировать. Больше всего раздражает дракончик - сам по себе симпатичный, но художники не подумали, что дракон не только летает, но и на землю иногда опускается. Поэтому несчастный дракон вынужден зависать возле Алисы на манер вертолета, наплевав на законы физики и простой здравый смысл - сказка, мол, здесь и не такое прокатит.
Весь фильм не покидает ощущение какой-то надуманности, наигранности происходящего... Вот нужно зрителю объяснить, что в лиловом шаре - и Алиса объясняет. По сюжету лягушке, но в реальности этой лягушкой является зритель. Нужно рабу (кстати, откуда Алиса взяла, что это раб???) разбить шар и угробить "Черный странник" - он демонстративно отходит от стола, выразительно смотрит в камеру, трагически вздымает руки и "за борт ее бросает в набежавшую волну"... То есть, громыхает шар об пол. Что его триста раз могли остановить и шар отобрать - даже говорить не нужно. Из шара валит дым - или это стая вирусов? Народ начинает разбегаться - наивные... Приходит толпа с бластерами, все падают - почему??? Из бластеров постреляли? А где звуки выстрелов, след светящийся? Может, это не такие бластеры, что у пиратов были? Да нет, вроде такие же: два последних вояки смачно пальнули друг в друга, загорелись - в полном соответствии с намазанной горючкой, следы которой на костюмах видны невооруженным глазом.
Могу продолжить, но, признаться, надоело перечислять ляпы и несостыковки - весь фильм не перескажешь. А в качестве вывода - я видел фильм на кассете, возможно, что он есть на двд. Но покупать его я не собираюсь. И никому не советую - даже отъявленным наташеманам.

Ваша оценка публикации:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

3 комментария на «“Лиловый шар”»

  1. Как литературное произведение "Лиловый шар" - замечательная фантастика. Я читал классе в пятом с огромным удовольствием (когда я был в четвертом, как раз и вышла "Гостья из будущего", а "Тайна третьей планеты" появилась, когда я, помнится, только готовился пойти в первый класс).
    Фильм же "Лиловый шар" - жутко убогий (это было понятно даже детям), как и 99% всей советской кинофантастики. Убогие костюмы и декорации втройне обидны - ведь все можно было сделать здорово - у Госкино в принципе были деньги, комбинированные съемки тоже были на высоте (вспомните "Экипаж"), актерская школа была (и даже осталась) одной из лучших в мире...

    P.S. Пока писал на одном из телеканалов началась "ТТП" - ушел смотреть %)

    • Литературное произведение "Лиловый шар" я читал примерно в том же возрасте. И уже тогда не понравилось жутко, как и "Сто лет тому вперед"... От цикла книг об Алисе у меня осталось ощущение нарочитой упрощенности - сюжета, языка. Не понимаю, почему Можейко столь жестко разграничивал книги для взрослых и детей, но факт - взрослая проза Булычева лучше на несколько порядков.
      Что касается фильма - советская кинофантастика финансировалась по остаточному принципу, об этом и дети Ричарда Викторова говорят. Режиссеры выкручивались, как умели - Викторов, например, удачно притащил в консультанты известных космонавтов, в результате получил возможность снимать не только в декорациях, но и в тренировочном бассейне космонавтов... И мне здесь обидно как раз за Арсенова - уж ему-то не привыкать было снимать фильмы в условиях жестко ограниченного бюджета. Тот же "Король-Олень", например... Но более обидно за откровенную халтурность съемок. Ощущение такое же, как от книги - дети, мол, чего для них сложности громоздить.

Добавить комментарий

;
Реклама
Сверим часы

Что нового?
Реклама
Купить книгу С. Уткина «История болезни»

Электронную


Бумажную

Архивы
Реклама
Моя кнопка
Don-Ald_100х40
Счетчики


Яндекс.Метрика





Top.Mail.Ru


Zenon Logo

© 2012-2020 Сергей "Don-Ald" Уткин

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит Сергею Уткину и охраняется четвертой частью Гражданского кодекса. Любые перепечатки в офлайновых изданиях без согласования с автором категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.don-ald.ru