Реклама

Лиловый шар

Небольшое предисловие: эта заметка является дополненной версией моей дневниковой записи, сделанной более десяти лет назад.
Повесть Кира Булычева “Лиловый шар” я первый раз прочитал еще в “Пионерской правде”, черт знает, сколько лет тому назад. Не понравилась сразу – как, впрочем, никогда не нравилась вся “детская” фантастика Булычева. Впрочем, это тема для другого спора. А про “Лиловый шар” я бы и забыл, если бы Павел Арсенов не снял одноименный фильм. Думаю, вряд ли стоит говорить, что своим появлением на свет этот фильм обязан бешеной популярности телефильма “Гостья из будущего” с Наташей Гусевой в роли Алисы Селезневой. Вот только лично мне кажется, что лучше бы Павел Оганезович “Лиловый шар” не снимал…
С первых же минут фильма лично у меня возникло чувство недоумения. Я понимаю, что режиссеру удобнее работать с уже знакомыми актерами, ноэто не оправдывает кардинальное изменение внешности профессора Селезнева – в “Гостье” отца Алисы играл Юрий Беляев, в “лиловом шаре” его место занял Борис Щербаков (историк из института времени). Абсолютно не подходит под роль капитана Зеленого актер Вячеслав Баранов (бывший физрук) – по тексту жуткий перестраховщик, который даже бороду не бреет, боясь порезаться и получить рак крови… Владимир Носик из дедушки Павла переквалифицировался в волшебника – и почти полностью повторил свою работу в “Гостье”, правда, изрядно переборщив с пародийностью этого образа. Крайне неудачного Громозеку сделали из Вячеслава Невинного (Весельчак У), хуже только Кощей Бессмертный в исполнении Игоря Ясуловича (Электрон Иванович) – неудачный грим и костюмы только усиливают общее неблагоприятное впечатление. К сожалению, актеры на площадке явно “отрабатывали номер”…
Не помогают поверить в происходящее на экране декорации – кабина управления “Пегасом” больше напоминает гостиную, оформленную в стиле “футур”. Больше всего поразил трехместный диван вместо кресел пилотов, да и вся обстановка корабля явно создавалась дизайнерами без учета специфики декорации. Думаю, при старте или торможении вся эта мебель разлетелась бы по стенкам, а в случае невесомости экипажу и пассажирам “Пегаса” пришлось бы уворачиваться от летающей по кораблю мебели… Куда более достоверно выглядела “Заря” в дилогии Ричарда Викторова.
Отдельно скажу про машину времени. В “Гостье” это была именно машина – с клавиатурой, индикаторами. Правда, при детальном рассмотрении становилось очевидно, что кнопок явно маловато, а индикатор больше всего напоминает кубик Рубика… Но, видимо, эта машина до съемок нового фильма не дожила – в “Лиловом шаре” машину времени представили как нечто гигансткое вращающееся, с криво (явно от руки) нарисованными спиралями. Ни пульта, ни индикаторов уже нет. В месте назначения размеры уменьшили, спираль нарисовали чуток поровнее, но пульта опять таки нету и располагается все под открытым небом. Ни двери замаскированной, ни стены, ни дома…
Дальше – больше. Если в “Гостье” на лесках летали флипы, то в “Лиловом шаре” без лесок и проволоки даже камни не поднимаются. Фильм просто невозможно смотреть в кинотеатре или на большом экране – лески повсюду, их даже не пытались замаскировать. Больше всего раздражает дракончик – сам по себе симпатичный, но художники не подумали, что дракон не только летает, но и на землю иногда опускается. Поэтому несчастный дракон вынужден зависать возле Алисы на манер вертолета, наплевав на законы физики и простой здравый смысл – сказка, мол, здесь и не такое прокатит.
Весь фильм не покидает ощущение какой-то надуманности, наигранности происходящего… Вот нужно зрителю объяснить, что в лиловом шаре – и Алиса объясняет. По сюжету лягушке, но в реальности этой лягушкой является зритель. Нужно рабу (кстати, откуда Алиса взяла, что это раб???) разбить шар и угробить “Черный странник” – он демонстративно отходит от стола, выразительно смотрит в камеру, трагически вздымает руки и “за борт ее бросает в набежавшую волну”… То есть, громыхает шар об пол. Что его триста раз могли остановить и шар отобрать – даже говорить не нужно. Из шара валит дым – или это стая вирусов? Народ начинает разбегаться – наивные… Приходит толпа с бластерами, все падают – почему??? Из бластеров постреляли? А где звуки выстрелов, след светящийся? Может, это не такие бластеры, что у пиратов были? Да нет, вроде такие же: два последних вояки смачно пальнули друг в друга, загорелись – в полном соответствии с намазанной горючкой, следы которой на костюмах видны невооруженным глазом.
Могу продолжить, но, признаться, надоело перечислять ляпы и несостыковки – весь фильм не перескажешь. А в качестве вывода – я видел фильм на кассете, возможно, что он есть на двд. Но покупать его я не собираюсь. И никому не советую – даже отъявленным наташеманам.

Ваша оценка публикации:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
Подписаться
Уведомить о

3 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
26.02.2005 02:34

Как литературное произведение “Лиловый шар” – замечательная фантастика. Я читал классе в пятом с огромным удовольствием (когда я был в четвертом, как раз и вышла “Гостья из будущего”, а “Тайна третьей планеты” появилась, когда я, помнится, только готовился пойти в первый класс).
Фильм же “Лиловый шар” – жутко убогий (это было понятно даже детям), как и 99% всей советской кинофантастики. Убогие костюмы и декорации втройне обидны – ведь все можно было сделать здорово – у Госкино в принципе были деньги, комбинированные съемки тоже были на высоте (вспомните “Экипаж”), актерская школа была (и даже осталась) одной из лучших в мире…

P.S. Пока писал на одном из телеканалов началась “ТТП” – ушел смотреть %)

26.02.2005 04:12
Ответить на  exushka

Литературное произведение “Лиловый шар” я читал примерно в том же возрасте. И уже тогда не понравилось жутко, как и “Сто лет тому вперед”… От цикла книг об Алисе у меня осталось ощущение нарочитой упрощенности – сюжета, языка. Не понимаю, почему Можейко столь жестко разграничивал книги для взрослых и детей, но факт – взрослая проза Булычева лучше на несколько порядков.
Что касается фильма – советская кинофантастика финансировалась по остаточному принципу, об этом и дети Ричарда Викторова говорят. Режиссеры выкручивались, как умели – Викторов, например, удачно притащил в консультанты известных космонавтов, в результате получил возможность снимать не только в декорациях, но и в тренировочном бассейне космонавтов… И мне здесь обидно как раз за Арсенова – уж ему-то не привыкать было снимать фильмы в условиях жестко ограниченного бюджета. Тот же “Король-Олень”, например… Но более обидно за откровенную халтурность съемок. Ощущение такое же, как от книги – дети, мол, чего для них сложности громоздить.

01.09.2005 12:09
Ответить на  don_ald

Ты просто не вкурил

Алиса классная.

Реклама
Сверим часы

E-mail автора: don-ald@don-ald.ru

Купить книги С. Уткина

Реклама
Самые популярные
Мои страницы

Архивы
Реклама
Zenon Logo

© 2012-2024 Сергей "Don-Ald" Уткин

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит Сергею Уткину и охраняется четвертой частью Гражданского кодекса. Любые перепечатки в офлайновых изданиях без согласования с автором категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.don-ald.ru