Реклама

Чмыхарь

Шестой «А» гудел, как сто тысяч пчелиных ульев. Физрук Виктор Васильевич старался перекричать три десятка глоток, но всё безуспешно. Наконец, физрук взял висевший на шее металлический свисток и школьный спортзал накрыла оглушительная трель, знакомая каждому школьнику.

– Тихо! – Гаркнул Виктор Васильевич на и без того притихших шестиклассников.
– Тихо, ребята, – уже обычным голосом продолжил Виктор Васильевич. – Криком делу не поможешь. Правила есть правила, не я их придумал. Никто не виноват, что у вас в классе девочек больше, чем мальчишек. И никто не виноват, что трое игроков вашей команды не могут принимать участие в завтрашнем матче.
– Ну, конечно, никто… – угрюмо отозвался рыжий Гольцов.
– Гольцов, не перебивай, пожалуйста, – попросил физрук. – Имей уважение хотя бы к моим сединам. Ты хочешь сказать, что Зоя Ивановна нарочно поставила двойку Виноградову?
Рыжий Гольцов молчал, угрюмо глядя в пол.
– Да Виноградов сам виноват, что математику завалил! – выкрикнула длинная и тощая Пигузова.
– А ты, Светка, вообще молчи! – взвился Гольцов. – Кто обещал Витьку по математике подтянуть?
– Я-то обещала! – закричала в ответ Пигузова. – Да только Витька ни разу после уроков не остался! Ты же сам его постоянно уводил на тренировки, забыл?
Готовый разгореться с новой силой спор прервал свисток физрука.
– Ти-хо. От того, что вы сейчас переругаетесь ничего не изменится. Виноградов не допущен к игре из-за плохой успеваемости, Уткин и Кузьмич не могут играть после болезни, у них освобождение от физкультуры. Как ни крути, но в вашей команде только десять игроков. Я был готов закрыть глаза на то, что у вас нет запасных. Но выпустить команду в неполном составе я не могу. Это нарушение правил, да и просто нечестно по отношению к вам. Турнирное положение вы знаете, победа нужна и вам, и вашим соперникам. Дать седьмому «В» фору на одного игрока практически равно поражению.
– Да мы их и вдесятером уроем! – выкрикнул мелкий чернявый живчик Колпаков.
– Заткнись, Колпак, – лениво процедил сквозь зубы дылда Лапин. Глядя на него все думали, что Лапин второгодник, но на самом деле он был на год младше всех в классе. – Седьмой «В» играет не хуже нас, просто им весь год не везло. Но если у них будет на одного полевого больше, то нам хана.
– Спасибо, Лапин, – сказал Виктор Васильевич, – ты всё верно изложил.
– И что? – поднял глаза Гольцов. – Нам просто сдаться, получить техническое поражение за неявку?
– Есть ещё один вариант, который я вам уже предлагал, но ты, Гольцов, упорно от него отказываешься.
– Взять Чмыхаря в команду?! – возмутился Гольцов.
– Во-первых, не Чмыхаря, а Чемышева. Во-вторых, выбор за вами. Либо вы берёте Чемышева и завтра выходите на поле, либо я записываю техническое поражение. Решать вам.
Последние слова физрука прервал звонок на перемену.
– Урок закончен! Р-разойдись! – привычно рявкнул Виктор Васильевич, после чего добавил: – Ваше решение жду завтра до конца второй перемены. Гольцов! Тебе всё понятно?
– Всё понятно, – буркнул Гольцов. – Где это недоразумение?

«Недоразумение» тихо сидело в раздевалке для мальчиков и ждало конца урока. Когда в зале начался галдёж, Вовка Чемышев незаметно вышел в коридор и грузно потопал в раздевалку. Он был толстым и от того неуклюжим. Таким Вовка был всегда, даже в детском саду его звали Жиртрестом. Хотя ел Вовка не больше остальных, однако тело упорно набирало вес. Не помогали ни модные диеты, ни походы к врачам, ни ежедневные пешие прогулки. Фитнес-браслет на пухлом запястье каждый вечер показывал более десяти тысяч шагов и кучу сожжённых килокалорий, но утром весы ехидно сообщали, что меньше весить Вовка не стал.
В школе Вовку дразнили с первого класса. Но хуже всего стало, когда в класс пришёл Гольцов. Рыжий и конопатый, как в старом мультике, Гольцов сразу начал всячески гнобить Вовку. Как потом выяснилось, в прежней школе Гольцова самого гнобили за рыжую шевелюру, конопатую физиономию и мелкий рост. Поэтому в новой школе он сразу нашёл того, над кем можно безнаказанно издеваться. Драться Вовка не умел, да и не мог он догнать юркого Гольцова. Это Гольцов сразу понял, когда увидел, как Вовка бегал на уроке физкультуры. Весь класс потешался, глядя, как Чмыхарь пыхтит и обливается потом, еле переставляя ноги.
«Чмыхарь» – это словечко придумал Гольцов. Как сам Гольцов пояснил, это «чмо» и «хмырь» вместе. Обиднее прозвища были только пинки и удары в спину на переменах. Вовка сперва пытался дать сдачи, но куда там… Только доставлял ещё больше удовольствия Гольцову и смеха окружающим. Бывало, что доведённый до отчаяния Вовка плакал где-нибудь в углу, да разве слезами горю поможешь? Чтобы избежать очередных насмешек, Вовка всячески старался держаться в стороне от класса. Вот и сейчас он воспользовался случаем, чтобы незаметно смыться из зала. Переодевшись, он ждал звонка, чтобы сразу спуститься в гардероб и оттуда домой. Физ-ра была последним уроком и, пока Гольцов и остальные пацаны натягивают форму, Вовка должен был успеть уехать от школы. Лишь бы автобус пришёл по расписанию…
Вовка вышел из раздевалки одновременно со звонком и почти успел дойти до выхода в коридор, когда сзади раздалось сразу несколько голосов:
– Чмыхарь! Стой! Стой, тебе говорят!
Громче всех орал, конечно, Гольцов. Вовка остановился, обернулся на голоса. Рыжий подскочил к Вовке, схватил за лацкан пиджака, притянул Вовку к себе:
– Слушай сюда, боров. Завтра у нас игра с седьмым «В». Слышишь?
– Слышу, – покорно отозвался Вовка. – А я-то причём?
– Ты притом. У нас в команде не хватает одного человека. Ты единственный пацан в классе, который может стать одиннадцатым игроком.
– Я??? – изумился Вовка.
– Ты. Если ты думаешь, что я не знаю, что ты по мячу попасть не можешь, то сильно ошибаешься. Никто не говорит, что от тебя чего-то ждут. Твоё дело завтра придти на стадион и выйти с нами на поле. Можешь вообще не играть, тихо стой где-нибудь в углу и не путайся под ногами. Усёк?
– Усёк.
– Вот и молодец. Только не вздумай завтра заболеть или прогулять школу. Если подведёшь команду, то я лично тебя в сортире по стенке тонким слоем размажу. Понял? А ребята потом отскребут и то, что от тебя останется, в унитаз спустят.
– В этом можешь не сомневаться, – поддакнул дылда Лапин.
Вовка был равнодушен к футболу, ни за кого не болел и лишь изредка смотрел игры вместе с отцом. Поэтому он не собирался приходить на стадион и смотреть игру своих одноклассников. А если бы кто-нибудь Вовке ещё час назад сказал, что завтра он будет играть за команду шестого «А», то Вовка решил бы, что это очередной дурацкий розыгрыш. И не только Вовка, но и весь класс. Но сейчас всем было не до шуток и Вовка это сразу понял. Подлую мысль не приходить завтра в школу Вовка тут же выкинул из головы. Конечно, никто его по стенке не размажет и в унитаз не спустит, однако «тёмную» устроить могут. Но это не так страшно. Куда страшнее, что будет потом. Вовка не знал, что именно может быть потом, но нутром чувствовал – житья в школе не будет. Лучше сразу переводиться в другую школу и, желательно, подальше от дома. Потому что новость о предателе Чмыхаре тут же разнесут по всем группам в соцсетях. Конечно, в других школах тоже соцсети читают и тоже не упустят случая поиздеваться. Но для ребят из других школ это просто повод, который быстро забудется. А вот шестой «А» до самого выпускного не забудет, по чьей вине их команда лишилась путёвки на городской чемпионат. Однако вариант с переводом в другую школу родители, скорее всего, не одобрят. Школ с углублённым изучением математики и английского языка поблизости нет, возить в новую школу Вовку некому, а самостоятельно ездить за тридевять земель мама запретит категорически. В новостях каждый день рассказывают про аварии на дорогах, а когда говорят про попавшего под машину школьника, мама хватается за сердце и в стотыщпятисотый раз твердит Вовке про необходимость соблюдать правила дорожного движения. Так что единственный вариант избежать проблем – это завтра выйти на поле вместе с командой.

На следующее утро школу облетела новость, что за шестой «А» будет играть всем известный Чмыхарь. Вовке буквально не давали прохода, со всех сторон неслись шуточки про новую звезду российского футбола. Заодно подшучивали и над всей командой, что ужасно злило Гольцова. Терпение рыжего лопнуло, когда капитан команды седьмого «В» пришёл поздравить Гольцова с ценным приобретением и посоветовал поставить Вовку в ворота вместо Лапина:
– Ваш Чмыхарь своей тушей полностью ворота перекроет, ни один мяч мимо него не пролетит!
Гольцов сделал вид, что его это не касается. Он притворно зевнул и лениво ответил:
– Мы сегодня вообще без вратаря играть хотели. Мы же знаем, что за седьмой «В» играют косоглазые и кривоногие, которые с двух метров в пустые ворота попасть не могут.
– Ты за базаром-то следи, клоп рыжий! – возмутился семиклассник.
– А то что? – поинтересовался Гольцов. – Побьёшь? Так ты не стесняйся, начинай. Если плохо видно, то я вот здесь, справа от подоконника. Или ты руками как ногами, тоже попасть не можешь?
– Я тебе на поле покажу, как я попадаю ногами и руками, – пообещал семиклассник.
– Жду с нетерпением этого незабываемого зрелища! – крикнул Гольцов вслед быстро уходящему противнику. Потом повернулся к Вовке: – Ну а ты чего тут вылупился?
– Да ничего, – пожал плечами Вовка. – Просто удивился, с чего вдруг ты за меня заступаться начал?
– Нужен ты мне, как собаке пятая лапа! – Возмутился Гольцов. – Я не за тебя, я за команду заступаюсь, понял? Если ты сейчас струхнёшь и домой смоешься, то нам техническое поражение засчитают. Давай, шевели ногами, а то на урок опоздаем!
После шестого урока команда шестого «А» собралась в раздевалке. До начала игры оставался час, было время переодеться и обговорить план на игру. Слово держал Лапин:
– Значит, так. Играем четыре-три-два-один. Я, – Лапин ткнул пальцем себе в грудь, – как всегда, на воротах. Впереди Гаврюша. За ним на флангах два атакующих, это Колпак и Рыжий. В полузащите опорниками Лоб, Стас и Пекарь. Ну и защита: в центре Лёха и Влад, справа пусть будет Шмель.
– Погоди, Лапа, – подал голос Гольцов. – А почему Шмель справа?
– А потому что у них на левом краю Краюхин будет. Ставить против него Чмыхаря гиблое дело. Значит, что касается тебя. – Лапин повернулся к Вовке. – Ты у нас будешь левым защитником. Где лево знаешь? Значит, слева от наших ворот, слева от меня. В игру не лезь, Лёха всё сделает сам. Если будут штрафные с этой стороны, встанешь в стенку. Знаешь, что это такое?
– Знаю, – буркнул Вовка.
– Значит, объяснять не нужно. Встанешь там, где скажу, постараешься отбить мяч. Только не руками! В остальное время просто держись на одной линии с Лёхой. Лёха пошёл вперёд – ты слева идёшь вперёд. Лёха назад – и ты назад. Доступно?
– Вроде бы…
– Ну, если что, то ребята подскажут… – Лапин отвернулся от Вовки. – Теперь самое главное: пацаны, помните две вещи. Первое: лучшая защита – это нападение. Уводите их подальше от своих ворот. И второе: у нас пустая скамейка, замен нет. Так что старайтесь не травмироваться. И поменьше фолите, чтобы не нарваться на карточку. Всё, братва, пора на поле!

Школьный стадион, конечно, не Лужники и не Газпром арена. Однако при виде заполненных трибун Вовка почувствовал, как у него затряслись поджилки. Одно дело, когда на тебя смотрят только одноклассники, но когда над тобой потешается почти вся школа… Вовка шёл последним, вслед за Лёхой. В отличие от ребят, одетых в футбольную форму с эмблемой школы, на нём был обычный спортивный костюм, что тоже стало поводом для насмешек:
– Эй, Чмыхарь! – донеслось со стороны скамейки запасных седьмого «В». – Костюмчик не маловат? У нас дома чехол от рояля остался, могу принести!
Вовка лишь сильнее втянул голову в плечи и потрусил вслед за Лёхой, когда раздался судейский свисток:
– Седьмой «В»! – прокричал Виктор Васильевич. – Делаю вам предупреждение за неспортивное поведение! Следующий, кто выкрикнет что-либо подобное в адрес соперников, получит жёлтую карточку! Вам понятно?
Вовка не расслышал ответ. Стараясь не отставать от Лёхи, он подбежал к центральному кругу и встал напротив незнакомого семиклассника. Команды обменялись приветствиями, капитаны кинули жребий. Гольцову выпало начать игру. Капитан семиклассников ткнул пальцем в сторону выбранных ворот.
– Зар-раза! – сплюнул на траву подошедший Лапин. – Так и знал, что он эти ворота выберет.
– Почему? – автоматически спросил Вовка.
– Потому что во втором тайме солнце будет прямо напротив тех ворот, – пояснил Лапин. – То есть, светить будет прямо мне в морду. Ладно, харэ трепаться, двигай к воротам. Твой фланг левый, помнишь?
– Помню, – отозвался Вовка.
Школьный чемпионат играли по правилам большого футбола, только продолжительность каждого тайма была тридцать минут. Главным арбитром выступал Виктор Васильевич, по бокам поля стояли два высоченных одиннадцатиклассника. Один из них, стоявший у ближней кромки, насмешливо наблюдал, как Вовка неуклюжей трусцой бежит к угловому флажку. За спиной Вовки прозвучал судейский свисток, зазвенел от удара туго накачанный мяч – игра началась.
Первые минуты игра шла по сценарию Лапина. Юркие Гольцов и Колпаков постоянно терроризировали оборону семиклашек, после атаки успевали отбежать назад и перехватить мяч у центральной линии. Вовка даже начал надеяться, что до него мяч не дойдёт вовсе. Однако постепенно седьмой «В» выровнял игру и стал методично прорывать оборону шестого «А». Но не правому флангу, как предполагал Лапин. Семиклассники решили воспользоваться ситуацией и раз за разом отправляли мяч на Вовкин фланг. На двенадцатой минуте Колпаков не успел перехватить передачу, игрок седьмого «В» резко ускорился и помчался по краю поля прямо на Вовку.
– Не лезь! – услышал Вовка крик Лапина.
Окрик был излишним: Вовка так растерялся, что просто стоял столбом. Семиклассник проскочил мимо Вовки и сильным ударом послал мяч в штрафную площадь. Но на пути мяча возник Лёха. Смело подставив грудь под летящий мяч, он тут же поймал его ногой и ловко отпасовал прибежавшему на помощь Колпакову.
Вовка сразу понял, что эта атака не последняя. Всё правильно: в команде шестого «А» есть слабое звено и это звено – он, Вовка Чемышев. Нужно быть круглым дураком, чтобы не попытаться реализовать такое преимущество. Значит, седьмой «В» будет долбить оборону через свой правый фланг, где у противника на одного игрока меньше.
Так оно и вышло. Семиклассники упорно тащили мяч по бровке, растаскивая защитников по всей ширине поля. Раз за разом мимо Вовки пробегал игрок команды противника, пролетал над головой пущенный в штрафную мяч. Лёха и Влад метались от одного фланга к другому, пытаясь закрыть брешь в обороне. Ближе к концу первого тайма Лёха не успел прибежать к Вовке, семиклассник уже был готов выйти один на один с Лапиным. Но в последний момент Лёха в невероятном подкате снёс форварда противника и выбил мяч в аут. Наградой за подвиг стала первая жёлтая карточка и штрафной удар.
– Чмыхарь!!! – заорал Лапин. Вовка обернулся на голос:
– Что?
– Становись в стенку! Ты один!
– Один? – удивился Вовка.
– Да! Встань чуть левее! Ещё чуть-чуть! Стоп! Хорошо! Так и стой!
Вовка стоял и смотрел, как готовится к удару рослый семиклассник. Вовка стоял, как вкопанный, перед стенкой. Рослый семиклассник сделал пару шагов разбега и со всей силы врезал по мячу. Воздух застонал, мяч пронесся мимо Вовкиной головы с таким свистом, что он невольно зажмурился и отшатнулся. Сердце ухнуло куда-то в живот. Открыв глаза, Вовка обернулся и увидел, как Лапин выбивает мяч далеко в поле.
– Чмыхарь, норм! – крикнул Лапин. – Действуй в том же духе!
– Постараюсь, – ответил Вовка.
Но постараться в первом тайме не пришлось. Оставшееся до перерыва время Гольцов и Колпаков не давали семиклассникам выйти из своей половины поля. Пару раз мяч едва не влетел в сетку ворот седьмого «В», но удача была на стороне семиклассников.
В перерыве Вовка словно выключился. Лапин что-то говорил, ребята возражали, но Вовка ничего не слышал. Только когда ребята поднялись и пошли на поле, он понял, что перерыв закончился и пошёл следом.
Как и предвидел Лапин, к началу второго тайма солнце прочно обосновалось за воротами семиклассников. Поэтому Лапин надел взятую из раздевалки бейсболку, длинный козырёк которой закрывал глаза вратаря от слепящего света.
Второй тайм начался с того, что шестой «А» остался в меньшинстве: Лёха вынужденно сфолил против выходившего один на один семиклассника, схватил вторую жёлтую за грубую игру и отправился на скамейку. Седьмой «В» сразу пошёл вперёд, раз за разом прорывая оборону шестиклассников. Каждый их прорыв заканчивался либо отчаянным подкатом Стаса, либо блестящим сейвом Лапина.
На двадцать пятой минуте Краюхин, получив длинный пас, вырвался один на один с Лапиным. Лапин выскочил наперерез, сокращая дистанцию. Когда между соперниками оставалось чуть больше метра, Краюхин ударил изо всех сил. Мяч срезался и угодил прямо в лицо вратарю. Лапин тут же сорвал с головы бейсболку и закрыл ею лицо. Тут же раздался свисток судьи.
На стадионе воцарилась гробовая тишина.
Вовка поёжился, вспомнив, как мяч просвистел мимо его головы. После такого удара другой упал бы как подкошенный. Но Лапин продолжал стоять, уткнувшись в бейсболку и не видел, как вокруг него собрались игроки обеих команд.
– Серый, ты там живой? – осторожно спросил Гольцов.
– Нет, – глухо ответил Лапин.
– Лапин, ты как? Может, врач нужен? – спросил Виктор Васильевич.
Лапин медленно опустил бейсболку. На левой стороне лица наливался громадный синяк, по щекам текли слёзы.
– Не нужен врач, – ответил Лапин. – Я в порядке.
Топтавшийся рядом Краюхин положил руку на плечо Лапину и сказал:
– Лапа, ты прости, я ж не специально. Я ж мимо тебя пробить хотел…
– Уже простил, – ответил Лапин, надевая бейсболку.

Матч продолжился. Несмотря на все усилия седьмого «В» и редкие контратаки шестиклассников, счёт так и не был открыт. Шум на трибунах стоял такой, что у Вовки гудело в ушах. Он чувствовал, как подкашиваются ноги, как дрожат руки. Но он стоял.
Когда основное время матча истекло и пошли добавленные минуты, вся команда седьмого «В», включая вратаря, пошла вперёд. Все столпились в штрафной площади шестого «А», только Вовка продолжал стоять на своём краю поля. Он видел, как Стас сильнейшим ударом выносит мяч за бровку. Мяч вышел за пределы поля почти у самой центральной линии. Подавать аут прибежал вратарь соперников. Бросив мяч себе под ноги, семиклассник побежал вдоль боковой линии навстречу Вовке. А дальше случилось вот что. Вратарь слишком сильно пнул мяч вперёд. То ли от усталости не рассчитал силу, то ли просто не думал, что Чмыхарь может вмешаться в игру. Но Вовка решил иначе. Он сделал несколько шагов навстречу катящемуся мячу.
– Не трогай! – поняв свою ошибку, заорал семиклассник.
Вовка «тронул». Неуклюже замахнувшись, он пнул мяч в сторону ворот седьмого «В». Звук удара и гул трибун слились в единый рёв. Мяч поднялся высоко в воздух, описал крутую дугу, ударился о землю перед самой линией ворот и медленно, почти лениво закатился за неё.
– Ты чё сделал, урод? – чуть не плача спросил вратарь.
Стадион взорвался. Шестой «А» орал от восторга, семиклассники уныло плелись к центральном кругу. Времени на отыгрыш уже не оставалось. Финальный свисток прозвучал сразу после розыгрыша мяча и Виктор Васильевич объявил:
– Со счётом один-ноль победила команда шестого «А» класса!
– Ура!!! – заорали шестиклассники.
Вовка не стал кричать. Верный своей привычке, он постарался незаметно уйти в раздевалку. Но тут его заметил Гольцов:
– Чмыхарь, стой!
Вовка обернулся и увидел, как Лапин длинной рукой отвесил рыжему увесистый подзатыльник:
– Ещё раз услышу от тебя или от кого-то другого «чмыхарь», пеняйте на себя! Доступно?
– Да уж куда доступнее… – проворчал Гольцов, потирая затылок.

(с) 2025, Сергей Уткин.

Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами. Желающие поддержать проект и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:

Банковскую карту (ЮMoney) — 2204120100336086 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Банковскую карту (Сбер) — 2202206511142635 (по группам 2202 2065 1114 2635)
Кошелек ЮMoney — 4100141159505

Ваша оценка публикации:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Метки: ,

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Реклама
Сверим часы

E-mail автора: don-ald@don-ald.ru

Купить книги С. Уткина

Реклама
Самые популярные
Мои страницы

Архивы
Реклама
Zenon Logo

© 2012-2025 Сергей "Don-Ald" Уткин

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит Сергею Уткину и охраняется четвертой частью Гражданского кодекса. Любые перепечатки в офлайновых изданиях без согласования с автором категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.don-ald.ru