Реклама
Ridero

Урок 4: Лиговский канал

Несколько дней назад попалась мне статейка, опубликованная в социальной сети ВКонтакте в блоге журнала "Культурная столица". В статейке некий автор рассказывал о Лиговском канале, который, по мнению автора статьи, "прорыли специально для того, чтобы питать фонтаны Летнего сада". Я тут же отругал нерадивых краеведов "Культурной столицы" за незнание истории родного города: любому ленинградскому школяру известно, что река Фонтанка получила свое название именно потому, что воду для фонтанов Летнего сада брали именно из нее.

Однако беглый поиск в Интернете показал: миф о Лиговском канале как источнике воды для фонтанного комплекса Летнего сада исправно тиражируется различными ресурсами, вплоть до Википедии.

Что ж, давайте разбираться.

Итак, читаем:
"Канал начинался на юго-западе у реки Лиги (ныне река Дудергофка, вероятно, отсюда происходит и название), вытекающей из Дудергофского озера, и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшая Бассейная улица) и Греческого проспекта."

Река Дудергофка протекает на юго-западе Санкт-Петербурга, в районе железнодорожной станции Лигово. Неподалеку сохранилась и часть Лиговского канала. Вот только он, Лиговский канал, здесь не начинался, а заканчивался.

Перед вами фрагмент плана Санкт-Петербурга, сделанного в 1756-м году (картинки кликабельны).

Ligovka 1756 god

Пересекающая город по диагонали, прямая как стрела голубая нить - это и есть Лиговский канал. Вам ничего не кажется странным? Подождите отвечать, сперва взгляните на еще один план, сделанный спустя двадцать лет, в 1777-м году.

Ligovka 1777 god

Улавливаете? Наш канал стал длиннее, но строительство идет не с юга на север, а наоборот: с севера на юг, от Невы в сторону реки Лиги (Дудергофки). И еще одна нестыковочка - канал не заканчивается бассейном на месте современной Греческой площади, а прямиком направляется к Неве. Позднее, при создании Таврического сада, вода Лиговского канала послужит источником для прудов и фонтанов нового парка. Отсюда, кстати, берет свое название улицы Фонтанная, что идет от улицы Некрасова в направлении Таврического сада.

Итак, совершенно очевидно, что Лиговский канал никак не мог начинаться от реки Лиги. И, тем более, не заканчивался бассейном. Что уже ставит под сомнение версию с фонтанами Летнего сада. Кстати, что там Википедия пишет?
"От бассейна в 1725—1727 годах были проложены трубы к фонтанам Летнего сада, они пересекали реку Фонтанку по мосту-акведуку (ныне Пантелеймоновский мост) и дали ей современное название."

Чего-чего? Фонтанка получила свое название благодаря трубам, идущим от Литейного канала? Бред какой-то. Заглянем в другой источник:
"В 1725—1727 гг. от бассейна были проложены трубы к фонтанам Летнего сада, пересекавшие Фонтанку по акведуку на месте нынешнего Пантелеймоновского моста. Местность эта располагалась на 24 м выше территории Летнего сада, и считалось, что фонтаны будут бить достаточно высоко. Но по завершении строительства выяснилось, что канал не дает достаточной силы фонтанам, и воду для них стали брать из безымянного ерика (ныне Фонтанка)."

Это уже как-то больше похоже на правду. Проложили трубы, подключили - не фурычит. И стали брать воду из Фонтанки. То есть, Лиговский канал если и давал воду фонтанам Летнего сада, то очень недолго. Косвенным подтверждением этой версии служит уже приведенный план города 1756-го года. Посмотрите еще раз на карту: между бассейном Лиговского канала и Летним садом весьма плотная застройка. Где там трубы-то прокладывать?

Получается, что красивая легенда лопнула как мыльный пузырь. Не служил Лиговский канал источником для фонтанов Летнего сада. И уж тем более, его не прорыли специально для этого, как утверждает недоумок из "Культурной столицы". Так зачем же тогда его выкопали? И, главное, почему потом зарыли?

Версия, что канал был источником питьевой воды, лично мне представляется сомнительной. Не было никакого смысла копать новый канал, да еще от Невы, когда рядом полноводная и чистая Волковка, а чуть дальше река Койровка. Есть еще масса вопросов, в том числе и такой: при детальном изучении топографической карты становится ясно, что русло Дудергофки располагается ниже русла Лиговского канала. А, как известно, вода вверх не течет.

Если сложить все вместе, то наиболее логичной выглядит такая версия: Лиговский канал проектировался как транспортная артерия, соединяющая окраины Петербурга с центром города. Известно, что по Лиговскому каналу ходили маломерные суда, баржи и лодки. Между современными платформами ж/д Дачное и Ленинский проспект сохранилась своеобразная "транспортная развязка"» канала — в этом месте он проходит параллельно двумя нитками. Зимой же канал превращался в отличную санную дорогу. Однако со временем Лиговский канал стал больше мешать, чем помогать решать транспортные проблемы. К тому же, наводнение 1777-го года не только уничтожило леблоновский Летний сад, но и изрядно повредило Лиговский канал. Берега канала осыпались, вода стала грязной. Канал пришел в запустение и в итоге был засыпан. Хотя иногда напоминает о себе: в частности, при строительстве станции метро "Лиговский проспект" и подземного перехода.

Желающим поспорить и просто интересующимся настоятельно рекомендую к прочтению статью Ю.Н. Петрова.

Ваша оценка публикации:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

17 Responses to Урок 4: Лиговский канал

  • Igor Andrianov говорит:

    Строить можно как угодно, хоть с сотни участков одновременно и заканчивать строительство в районе источника воды, где достаточно будет пробить перемычку и заполнить водой построенный канал. Но для готового гидротехнического сооружение вполне логично писать, что оно начинается от Дудергофки, по примеру рек от истока к устью. http://22dx.ru/online/karta-vy-sot/ По карте высот видно, что уровень уровень русла канала постоянно снижается по отношению к точке его присоединения к Дудергофке. Крайне сомнительно, что по такому мелководному каналу могло быть серьезное водное сообщение. Мелочь можно было перевозить. Вода могла и для технических нужд использоваться, того же строительства. Доля питьевой воды к технической крайне не велика. Тем более могли и колодцы использовать для питья.

    • Don_Ald говорит:

      О глубине канала мы имеем весьма смутное представление, особенно это касается состояния канала до наводнения 1777-го года. Но вот одна деталь: когда строили подземный переход у станции метро "Лиговский проспект", то вляпались в канал по самые уши. Строительство перехода затянулось на несколько лет, никак не удавалось побороть течение. И это канал, который засыпан более ста лет назад!

      • Igor Andrianov говорит:

        Судя по существующим фото остатков канала, мостов, полноводным он никак не выглядит. Конечно в период активного пользования он глубже и шире был, но, мне кажется, максимум, это на уровне спрямленного русла Волховки вдоль железной дороги в районе пр.Славы. Для строителей даже простой ключ может создать изрядные проблемы.

          • Igor Andrianov говорит:

            О глубине канала можно судить по акведуку над Обводным каналом. http://sashagubanov.blogspot.ru/2013/01/blog-post_18.html?m=1 По ссылке есть 2 фото. Вряд ли глубина превышала 1 метр, если учесть, что уровень воды был не вровень с уровнем Лиговского проспекта. Можно допустить, что на отдельных участках он был глубже, но до Обводного ему очень далеко.

            • Don_Ald говорит:

              Я видел эти снимки. Но по ним судить о глубине канала в восемнадцатом веке невозможно. Вы знаете, что Летний дворец Петра Великого (который в Летнем саду) при жизни Петра Алексеевича стоял фактически вплотную к месту впадения Фонтанки в Неву? Дворец был специально построен таким образом, чтобы создавалось впечатление, будто он плывет. И посмотрите, где теперь дворец, а где Нева и Фонтанка? Реки обмелели, это факт, с которым мы не можем не считаться. Следовательно, и уровень воды в канале был много выше того, что зафиксирован на снимках.

              • Igor Andrianov говорит:

                Если, все-таки, принять за основу версию снабжения фонтанов водой, что мне кажется разумным, то можно посмотреть действующий Старопетергофский канал http://www.tart-aria.info/staro-petergofskij-kanal/, который до сих пор выполняет свою функцию. Добавлю, что вряд ли фонтаны Летнего сада могли сравнится с петергофскими по объему потребляемой воды. Да и размеры накопительных прудов тому подтверждение. Но и при том, местами канал выглядит, как крайне малопригодное для судоходства сооружение. Положа руку на сердце, ну крайне бессмысленная затея потратить столько сил для строительства подобного сооружения исключительно для судоходства. Обводный канал, изначально предназначенный для перевозки грузов выглядит куда внушительней. В случае лиговского, явно обыгрывается перепад высот. Конечно, где позволяли возможности, его использовали для перевозки грузов, как любую мелкую речушку. В этом нет сомнения. В 18 веке город едва выходил к границам Обводного канала, где возможностей Невы, других рек и каналов было более чем достаточно для перевозки грузов, огромные баржи с лесом, камнем и другими материалами, и узкий ручеек для плоскодонок, с другой стороны. Я бы на версии со снабжением фонтанов, как основной, вполне остановился бы. Другое дело, что вышло из этой затеи.

                • Don_Ald говорит:

                  Вы забываете о загородных усадьбах и деревнях, которым нужно было транспортное сообщение с городом - поставки продуктов, дров, стройматериалов. Например, камень в город доставлялся из каменоломен в Красном селе. До Невы оттуда далековато, а вот Лиговский канал подходил как нельзя кстати.

                  • Igor Andrianov говорит:

                    Как раз хотел написать, что лес и камень можно и в других местах найти и везти на крупных баржах, что с точки зрения логистики в разы выгоднее. Вот что действительно, уникального в районе Красного села, что бы потратить кучу времени и сил на постройку крайне сомнительного с точки зрения доставки грузов, и полагаю, далеко не всегда пригодного вообще, в зависимости от времени года, жарким летом, например, канала. Вот как уже построенный для фонтанов, он мог нести и сопутствующую функцию. Раз уж он есть.

                    • Don_Ald говорит:

                      А в каких других местах? Севернее города территория финнов, не сунешься. С запада залив и, опять же, сплошь пограничные воды. А юг и восток без водного сообщения. Как ни крути, а канал необходим именно как транспортный.

  • Igor Andrianov говорит:

    Да, судя по высоте акведука к уровню обводного канала, идея питать фонтаны не такой уж утопичной выглядела, тогдашним инженерам это могло показаться вполне логичным, пока не столкнулись с проблемой. Скорее всего недостаточная полноводность канала и небольшой перепад высот между бассейнами и Летним садом.

  • Igor Andrianov говорит:

    В те годы уже вовсю строили Старола́дожский кана́л, так что необходимость использования Лиговского крайне сомнительна. Ну и такие мелочи, не финнов, а шведов. а они были за рекой Сестрой. Плюс вся акватория Невы, морское судоходство, камень хоть из Голландии можно было привезти. Это я утрирую.

  • Igor Andrianov говорит:

    В районе Лодейного поля (основан 1702 Петром I), что камня, что леса, отличного, корабельного великое множество. Там же строили суда, какая проблема снабжать оттуда город по Свири, через Ладогу. В последствии через канал, что бы не зависеть от капризов Озера.

  • Igor Andrianov говорит:

    Да и по реке Волхов, вполне судоходной, можно было везти все необходимое, не зря канал строили вдоль Ладоги, район Красного Села просто капля в море, в сравнении с другими местами грузоперевозок. .

  • Igor Andrianov говорит:

    https://sites.google.com/site/spelestologyproject/project-updates/telezi-istoriaisovremennost На картах каменоломни в районе деревни Телози появились позднее 1831 года. Там же есть упоминание как его возили до тракта для продажи. Легко, на санях зимой. Ну и смысл строить канал, если на санях можно доставлять в город зимой и то в 19 веке. Понимаю Староладожский канал, вот реально основа безопасного судоходства от реки Волхов до Невы. Так о нем, как судоходном, есть масса документов.

Добавить комментарий

;
Реклама

Что нового?
Реклама
Купить книгу С. Уткина «История болезни»

Электронную


Бумажную

Архивы
Реклама
Моя кнопка
Don-Ald_100х40
Счетчики


Яндекс.Метрика





Top.Mail.Ru


Zenon Logo

© 2012-2019 Сергей "Don-Ald" Уткин

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит Сергею Уткину и охраняется четвертой частью Гражданского кодекса. Любые перепечатки в офлайновых изданиях без согласования с автором категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.don-ald.ru