Реклама

Чебурашка

(2022) Телеканал Россия, Союзмультфильм, START, Телеканал СТС (Россия)

Режиссер – Дмитрий Дьяченко.

Сценарий – Виталий Шляппо, Василий Куценко, Вячеслав Зуб, Анатолий Молчанов.

В ролях: Сергей Гармаш, Ольга Кузьмина (I), Полина Максимова, Фёдор Добронравов, Сергей Лавыгин, Елена Яковлева, Дмитрий Лысенков, Софья Зайка, Илья Кондратенко, Ева Смирнова (II) и другие.

«Какой странный котик…»
Отзыв кошки Дарёны

«Дождитесь прикол в титрах с гаишником!»
Из комментариев к фильму

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь, есть где-то на загнивающем Западе то ли остров, то ли нет. Жители этого то ли острова добывают свой хлеб тяжким трудом – собирают апельсины, чтобы потом отправить их в далёкую страну, где мы с вами и процветаем. Тяжкий труд сборщиков апельсинов осложняется тем, что собранные плоды ворует неизвестная ушастая тварь. Все попытки поймать ушастого воришку проваливаются: тварь уворачивается и удирает с такой ловкостью, что Джеки Чан в его лучшие годы позавидовал бы.

А в той самой стране, где мы как раз с вами и процветаем, в одном тихом приморском городке живёт Гена (Сергей Гармаш). Не крокодил, но тоже в шляпе. Работает он не в зоопарке и не крокодилом, а садовником. Живёт Гена один, с людьми не общается и друзей заводить не собирается. В свободное время Гена подглядывает за дочерью (Полина Максимова) и играет в шахматы с Валерой (Фёдор Добронравов).

Тем временем над ушастым похитителем апельсинов собираются тучи. Разъярённые сборщики устроили хитроумную ловушку, в которую ушастик легкомысленно попался. И не избежать бы ему суровой кары, если бы не смерч. Который, за неимением вагончика с девочкой Элли, подхватил зверька неизвестной породы и занёс в волшебную страну, где мы с вами и…

* * *

Не буду лукавить и говорить, что Чебурашка с детства мой самый любимый герой, а книжки Эдуарда Успенского я прочитал вдоль и поперёк. Как, пожалуй, большинство детей конца семидесятых – начала восьмидесятых, я познакомился с Чебурашкой благодаря мультфильмам Романа Качанова. Честно говоря: и тогда, и сейчас не самые мои любимые мультики. Смотрел, если по телевизору не было ничего другого. Чуть позже удалось послушать пластинку, где, кроме известных уже персонажей, был бюрократ Иван Иванович. А книжку я прочитал, когда стал взрослым. Но это уже совсем другая история.

Хоть Чебурашка и не был самым любимым персонажем, всё же я радовался, когда выходили новые мультики. И было жаль, что Союзмультфильм снял всего четыре серии о приключениях Чебурашки, крокодила Гены и их друзей. Да ещё и жирный ляпсус в последнем мультике обнаружился: почему-то оказалось, что Чебурашка не умеет читать. Хотя в первом фильме он самостоятельно читает объявление Гены о поиске друзей.

Что уж там произошло между Успенским, Качановым и «Союзмульфильмом», того я не ведаю. Где-то мимоходом читал о разборках между писателем и художником Леонидом Шварцманом по поводу авторских прав на персонажа. Деталей не помню, если ошибаюсь, то поправьте: Успенский настаивал, что все права на персонажа принадлежат ему, поскольку именно он придумал Чебурашку. А Шварцман говорил, что именно такое изображение Чебурашки придумал он и права на этот образ должны принадлежать художнику. Скандал разгорелся, когда Успенский продал права на Чебурашку японским мультипликаторам. В Японии, как известно, с ума сходят по Чебе. В 2009-м году сняли целый мультсериал «Это что за Чебурашка?» (Cheburashka Arere?), а годом позже вышло несколько кукольных мультфильмов, сделанных японскими мультипликаторами, воссоздав кукол по образам, придуманных Шварцманом. «Союзмультфильм» тут же обвинил японцев в нарушении авторских прав и наложил запрет на показ мультиков в России. Что называется, «сам не ам, и другим не дам».

Но идея использовать старых персонажей у кого-то засела в мозгах. Сперва «Союзмультфильм» выпускает короткометражный мульт Дарины Шмидт «Чебурашка. Секрет праздника», где главные роли озвучили Анжелика Варум и Леонид Ярмольник. Сказать, что мульт жутко бездарный – не сказать ничего. Компьютерные модели вместо кукол, убогий сюжет. И всего три персонажа, не считая крысы Лариски. Почему никто из друзей не пришёл к Чебурашке и Гене праздновать Новый год? Денег не хватило?

Как ни странно, однако Чебурашку не постигла участь дяди Фёдора и Волка с Зайцем. Союзмультфильм не стал снимать мультсериал – по крайней мере, пока. Зато решил сделать из Чебурашки отечественного Паддингтона.

И нам, как снег на голову, свалился полнометражный типа художественный фильм. Четыре сценариста не удосужились перечитать книги Эдуарда Успенского (или они их вовсе не читали?), и собрали сюжет с миру по нитке. В итоге получился шитый белыми нитками винегрет с кучей несостыковок. Самый очевидный вопрос: что же это за зверь такой, если он а) в кратчайшие сроки не только научился говорить по-русски, но и читать; б) обладает логическим мышлением и помогает Валере обыграть Гену в шахматы? У Успенского ответ был заложен в книге: это сказочный город, где звери живут и работают наравне с людьми. Здесь же ни одного говорящего зверя я не заметил. То есть, о сказке уже не говорим и вопрос о происхождении этого прямоходящего остаётся открытым.

Другой вопрос: вам не показалось странным, что новоявленный Чебурашка поглощает апельсины со скоростью производственного пылесоса? По книге зверёк был в ящике с апельсинами, в мультфильме Качанов и Шварцман это обыграли – Чебурашка мирно спит на куче апельсиновых корок. То есть, ящика фруктов ему хватило на несколько дней путешествия. А здесь ушастый ворюга в считанные секунды сжирает несколько килограмм отборных апельсинов. Если вы будете смотреть иди пересматривать фильм, обратите внимание: Чебурашка вместе с ушами легко помещается внутрь корзины. Даже если допустить, что он на девяносто девять процентов состоит из апельсинов, всё равно непонятно, куда влезли остальные фрукты. И, сожрав килограммы цитрусовых, эта тварь не только не выпадает в осадок от обжорства, но умудряется бегать и прыгать. А, ежели подумать, то с таким чудовищным аппетитом, он должен был сдохнуть от голода в первые же сутки пребывания в той чудесной стране, где…

Ещё один момент, чисто личный. Вы можете мне сказать, в какое время происходит вся эта история? Не спешите отвечать, что в фильме тоже две тысячи двадцать второй год. Да, машины современные в кадре есть. Но присмотритесь повнимательнее. Вы когда последний раз видели на улице мороженщицу с тележкой? Я лично уже и не вспомню. Или вот в гостиной у Тани и Толи на видном месте стоит радиола «Кантата-205», которую выпускали ещё во времена советские. В прихожей телефон кнопочный конца прошлого века. Зато не наблюдается ни телевизора современного, ни компьютера. И мобильников у жителей городка я тоже не приметил.

Кто-то сейчас наверняка подумал: а стоит ли так придираться к детской сказке? Как сказано выше, со сказочностью в фильме довольно туго. Допустим, что это всё-таки сказка. Но где сказано, что сказочные герои не должны быть реалистичными? Вспомните любимые сказки: пойманная Емелей щука живёт в воде, а не летает; Мук-скороход не обогнал бы и черепаху, если бы не волшебные туфли; Кот, заполучив сапоги, не обрёл сверхспособности и побеждает Людоеда исключительно благодаря кошачьей хитрости и ловкости. Наконец, вспомните старика Хоттабыча, который подхватил ангину, объевшись мороженым!

Помнится, в одном из фильмов о Вячеславе Котёночкине коллеги говорили, что он воспринимал своих персонажей не как рисунок, а как реальных существ. Поэтому Волк попадает в больницу, когда выпадает из недостроенной многоэтажки. И это не просто сюжетный ход – это обусловленная реальность происходящего на экране. Меня всегда шокировало, когда кот Томас из известного сериала мог лишиться головы и даже не заметить этого. Или когда ему вышибают зубы, а через секунду он уже снова зубастый. Смотрится смешно, но персонаж перестаёт восприниматься как нечто реальное. С Чебурашкой версии 2022 такая же история.

Кстати, а почему он вдруг Чебурашка? С книжным персонажем всё ясно, с мультяшным тоже. А этот? Он же так ловко сбегал от сборщиков апельсинов, скакал по мастерской, убегая от Гены! А как он лихо лез по водосточной трубе! И вдруг этот ушастый ниндзя чебурахается на ровном (ну, почти) месте и нарекает себя Чебурашкой. Самое смешное: это происходит спустя час после начала фильма! То есть, больше половины фильма это ушастое прямоходящее было безымянным.

По остальным лоскуткам сюжета: избалованная девчонка Соня (Ева Смирнова) требует подарить ей ушастого зверя (Куприн, «Белый пудель»). Богатая родственница вредной девчонки (Елена Яковлева) мечтает наказать дочь Гены и закрыть её маленькую лавочку по производству шоколада (заезженный сюжет, начиная с дырявых шариков госпожи Белладонны). Злые дети всячески обижают маленького и слабого зверька… Простите, а с какого бодуна он вдруг маленький и слабый? Ростом он чуть поменьше мальчишек, силушки в нём столько, что он спокойно таскает горы апельсинов. И, как мы помним, бегать и прыгать он умеет похлеще иных акробатов. Неувязочка. И ещё странно, что существо, обладающее интеллектом для игры в шахматы, вдруг боится привязанных к хвосту консервных банок. Опять же, сюжет стар и банален.

По сюжету всё ясно. А что с картинкой? Увы, всё очень и очень посредственно. Можно вспомнить ряд картин, где компьютерные герои действуют вместе с живыми актёрами. Тут и Тэд из «Третий лишний«, и уже не раз упоминавшийся Паддингтон. И тот, и другой персонажи мне одинаково противны, но нельзя не отметить, что сделаны образы весьма и весьма реалистичными. Здесь же компьютерная графика отчётливо бросается в глаза. Эффекты сделаны небрежно, чтобы не сказать «халтурно». То ли денег на специалистов пожалели, то ли ещё что… Не знаю. Просто досадно – ведь могут лучше. Взять хоть «Вампиров средней полосы».

От актёров ничего выдающегося не ждал, потому и не разочаровали. Гармаш давно уже не играет, а отбывает в кадре оплаченное время. Лучше бы его заменили на компьютерного крокодила. Добронравов, на мой взгляд, актёром никогда не был. Шоу «Шесть кадров» это его потолок. Ну и ещё эпизод в «О чём говорят мужчины». Интересно было понаблюдать за Евой Смирновой и Дмитрием Лысенковым – кто смотрит второй сезон «Вампиров», тот поймёт. Ларион в исполнении Лысенкова мало чем отличается от Костика… Виноват, Константина Сергеевича. А вот Ева приятно удивила, её Соня просто сборище всех детских пороков.

О режиссуре сказать ничего не могу. Дьяченко сидел в режиссёрском кресле на нескольких фильмах «Квартета И», что сослужило плохую службу. Я уже говорил, что постановщиком фильмов «Квартета И» является сам «Квартет И». А режиссёр выполняет сугубо технические функции. И здесь Дьяченко явно был фигурой номинальной. Именно по этой причине, как мне думается, все взрослые артисты отбывали номер на площадке. Гармаш и Добронравов просто задавили режиссёра. С детьми, очевидно, работал другой постановщик – дети играют намного профессиональнее взрослых.

В общем и целом: два часа потраченного времени на просмотр и ещё час на написание этой рецензии. Не понимаю, отчего зрители в зале плакали. Может, от жалости о потерянных деньгах?

P.S. над «приколом в титрах» я перестал смеяться более сорока лет назад.

Итого: Разрекламированная пустышка. Можно посмотреть, если ничего другого не остаётся.

Кадры из фильма взяты с сайта «Кинопоиск»

(с) 2023, Сергей Уткин.

Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами. Желающие поддержать проект и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:

Банковскую карту — 5106218032891590 (по группам 5106 2180 3289 1590)
Кошелек ЮMoney — 4100141159505

Ваша оценка публикации:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Метки: , ,

3 2 голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Реклама
Сверим часы

Купить книги С. Уткина

Реклама
Мои страницы

Архивы
Реклама
Zenon Logo

© 2012-2023 Сергей "Don-Ald" Уткин

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит Сергею Уткину и охраняется четвертой частью Гражданского кодекса. Любые перепечатки в офлайновых изданиях без согласования с автором категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.don-ald.ru