Реклама

Чучелы

Набрёл тут то ли на рассказ, то ли на статью некоей Марины Солотовой. Краткое содержание: жила-была семиклассница Люда. папы не было, мама работала санитаркой в больнице, Люда в школе была мулей. Кто читал Крапивина, тот поймёт. Особенно над Людой измывались три отличницы. Однажды мама купила Люде красивую куртку. Эту куртку отличницы спёрли. А потом класс повели в кино на фильм “Чучело”. Девицы после просмотра фильма возрыдали, раскаялись, пришли просить прощения и принесли Люде новую куртку. Дальше идёт набор дежурных фраз про светлое советское прошлое, в котором было чудесное советское детское кино, воспитывавшее в нас самые светлые чувства. Текст растащен по разным сайтам и блогам, найти труда не составит. Там же можно почитать и комментарии в том же сопливом духе. Отдельно идут вселенский плач и стенания почему нынешняя власть не даёт денег на детское кино.

Если это та самая Марина Солотова, что заведует собственным Центром эффективной педагогики и пишет книжки про то, как стать ребёнку другом, то дама либо с памятью не дружит, либо сознательно врёт. По её версии каждый советский ребёнок в любое время мог пойти в кинотеатр и за десять копеек посмотреть прекрасный фильм. Тут сразу несколько несостыковок. Во-первых, если вы живёте вдвоём с мамой на зарплату санитарки, то лишних копеек в доме у вас нет. Это и в рассказе красной нитью проходит, и я могу подтвердить. Во-вторых, не везде были детские кинотеатры. Например, в той же Петрославянке, которая буквально на границе Питера, из всех культурных заведений был только клуб. Чтобы сходить в кино, нужно было ехать в город. И в городе далеко не в каждом кинотеатре были детские сеансы. Например, в кинотеатре “Слава” афиш с детскими фильмами не припоминаю. Вообще активно посещать кинотеатры я стал только после переезда на Тверскую. Благо, кинотеатров было два – “Искра” на Суворовском и “Ленинград” на Потёмкинской. Позже ещё нашёл “Родину” на Караванной.

Допустим, что кинотеатр поблизости есть. И есть гривенник. Что мы видим на афише? Ясное дело, не “Приключения Электроника” и не “Гостью из будущего”. Телефильмы потому и называются телефильмами, что их показывали исключительно по телевизору. В том числе и нечаевские “Приключения Буратино” и “Про Красную шапочку”, которых вспоминает Солотова. Так что нам остаётся? В лучшем случае один из фильмов про “Неуловимых” или дилогии “Москва-Кассиопея”. Если очень повезёт, можно попасть на мультсборник с новым выпуском “Ну, погоди!”. На “Тайну третьей планеты” ребятня валом валила. Когда вышел “Лиловый шар”, в кассы громадные очереди были из-за Наташи. Но ажиотаж быстро закончился, поскольку фильм был абсолютным говном. Как и большинство остальных картин, предназначенных для показа детям. Забавно, что на детские сеансы со временем переносили фильмы из категории “Детям до шестнадцати”. Тот же “Всадник без головы”, например, сперва был фильмом только для взрослых, а в середине восьмидесятых его перенесли в категорию детских. “Дознание пилота Пиркса” постигла та же участь. Я как-то нарвался на двухсерийный “Вокруг света за 80 дней” пятидесятых годов. Прочитал название и сдуру посчитал, что там мультсериал покажут. Двухсерийная галиматья оставила неизгладимое впечатление. Сильнее меня расстроил только итальянский “Приключения Пиноккио”. Я почему-то решил, что покажут те самые “Приключения Буратино”…

Сейчас очень легко провести эксперимент: найти в Интернете список детских фильмов, снятых в СССР и затем либо скачать их в торрентах, либо посмотреть в он-лайн кинотеатрах (вариант: YouTube). Уверен, что вы для себя откроете массу новых или забытых названий. И вторым открытием станет то, что львиная доля картин просто дерьмо. Что совершенно неудивительно, ведь в Советском Союзе детский кинематограф финансировался по остаточному принципу. Те, кто со слезами просят возродить детское кино, не понимают одной простой вещи: в СССР детское кино существовало не благодаря, а вопреки. Нужен был план по детским лентам – его выполняли ради галочки. Как теперь говорят, на отшибись. В итоге получали очередное стерильное скучное нечто, на которое зрителя можно было затащить только из-под палки. Нужно было фанатично любить свою профессию, быть беззаветно преданным жанру, чтобы снять “Отроки во Вселенной” или “Там, на неведомых дорожках”. А формальный подход мог убить даже гениальный сюжет – как это получилось с “Колыбельной для брата” Крапивина. Прекрасная книга стала сереньким середняком. Хотя и этот середняк наделал много шуму. Сильнее выстрелил только Быков со своей версией “Чучела” Железникова. Сперва ругали повесть, потом стали ругать фильм. “Очернение советского общества! Советские школьники, пионеры, не могут быть такими жестокими! Плевок на пионерскую организацию имени Ленина! Клевета на советскую школу!” Подобные письма тоннами шли на телевидение и радио, печатались в газетах. Помню, была программа с обсуждением “Колыбельной для брата”, там одна педагогическая дама очень возмущалась. “Такого в наших школах нет, потому что не может быть никогда!” И вы мне после этого рассказываете, что отличницы раскаялись, посмотрев фильм “Чучело”? Простите, не поверю.

Возвращаемся к теме. Хороших фильмов снимали мало, в кинотеатрах чаще всего показывали муру на рыбьем жире. Телевидение детскими фильмами тоже не баловало. Телепрограмма восьмидесятых годов есть в Интернете, смотрите и убеждайтесь. Это сейчас куча детских каналов с мультиками на любой вкус. Правда, все они рассчитаны на малышню дошкольного возраста, а с фильмами для детей от семи до четырнадцати ситуация катастрофическая, тут я с Солотовой соглашусь. Но Марина ошибается в другом: попытки снимать детское кино в приказном порядке делаются постоянно. И столько же постоянно получается очередное говно. Причина всё в том же – кино снимается на отшибись. Нужно отчитаться перед Президентом, нужно попилить бабло. А на то, что останется, снимем “Легенду острова Двид”. Или “Взломать блогеров”. В лучшем случае может получиться “Бегство рогатых викингов”.

Какой же выход из этой ситуации? Во-первых, надо перестать рассказывать себе и окружающим сказки про то, как когда-то было хорошо. На одну жемчужину советского кинематографа приходилась куча киноговна. Во-вторых, перестать надеяться на партию, правительство, Фонд кино и дедушку Мороза. Пока деньги на кино выделяются по принципу кумовства, лояльности к власти и личных привязанностей, ничего хорошего на экраны не выйдет. И это касается не только детского кино. И, в-третьих, искусство вообще и кино в частности не должно быть рабом власти. Творец перестаёт быть творцом, когда вынужден реагировать на политическую конъюнктуру. Когда по приказу власти на поток ставятся фильмы о Великой отечественной войне, немудрено, что вываливаются километры развесистой клюквы, вроде “Танков“.

(с) 2023, Сергей Уткин.

Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами. Желающие поддержать проект и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:

Банковская карта (ЮMoney) — 2204120100336086 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Банковская карта (Сбер) — 4274320078375675 (по группам 4274 3200 7837 5675)
Кошелек ЮMoney — 41001411595055

Ваша оценка публикации:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Метки: , ,

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Реклама
Сверим часы

E-mail автора: don-ald@don-ald.ru

Купить книги С. Уткина

Реклама
Самые популярные
Мои страницы

Архивы
Реклама
Zenon Logo

© 2012-2024 Сергей "Don-Ald" Уткин

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит Сергею Уткину и охраняется четвертой частью Гражданского кодекса. Любые перепечатки в офлайновых изданиях без согласования с автором категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.don-ald.ru